Собеседование

Рекомендации для успешного собеседования.

 

Собеседование – важный этап при поиске работы, поскольку именно оно дает шанс лично пообщаться с работодателем. Это значит, что если Вы сможете показать себя с лучшей стороны, шанс приступить к работе в ближайшее время увеличивается. И даже если Ваше резюме великолепно, но Вам откажут, знайте: все дело в неправильном подходе к собеседованию. Поэтому работодателю нужно доказать, что написанное на бумаге и Вы – это одно целое. Бояться идти на встречу с работодателем не нужно: если Вас пригласили, значит, Ваша персона заинтересовала руководство. Поверьте, у Ваших собеседников слишком много дел: просто звать в гости тех или иных людей – не их уровень. Вы уже почти подходите на указанную должность. Остались лишь небольшие «но». Данная статья посвящена рассмотрению типичных ошибок, которые допускают соискатели, а также важным правилам, которыми должны руководствоваться желающие получить работу.

То, что Вас ожидает, похоже на интервью. И Вы будете в качестве интервьюируемого. Поэтому продумайте, как будете себя вести. Существует несколько наиболее распространенных ошибок, которые допускают претенденты. Так часто люди, пришедшие на собеседование, слишком мало знают о должности, которую им хочется получить. А потому либо чувствуют себя неуверенно и надеются на русский «авось», либо начинают вести себя слишком развязно, преувеличивая собственные возможности и уровень образования. И аморфные и всезнайки одинаково неправы. Более того, не все представляют, как квалификация, присвоенная им после окончания того или иного учебного заведения, соотносится с представленной профессией.

Кто-то считает это ерундой, но специалисты в деле собеседований, хором утверждают: для подобного случая нужна деловая одежда. Джинсы и кроссовки или мини-юбки вкупе с каблуками по тринадцать сантиметров однозначно не подходят. Собеседник должен обращать внимание на Ваше поведение и ответы, но не на роскошь фигуры. Сначала остановимся на внешнем виде соискателя, ведь всем известно, по чем встречают.

Одежда должна быть чистой и опрятной. Не обязательно дорогой, но обязательно отглаженной. Мужчинам в данном случае стоит надеть строгий костюм и галстук. Женщины тоже могут воспользоваться этим советом. Подойдет и строгое платье. Если очень хочется украсить себя, то делать это нужно очень осторожно. Все аксессуары должны быть в минимальном количестве. Обувь – начищенная и блестящая.

Волосы и у мужчин, и у женщин должны быть уложены в прическу, подходящую для деловой встречи. Руки и ногти – приведены в порядок. Женщинам стоит помнить: очень длинные ногти, покрытые ярким лаком, не подходят для деловых встреч. И самое главное: Ваша одежда должна быть подобрана в едином стиле. Если Вы последуете данному совету, то половина дела будет сделана. Хороший внешний вид – это символ цельности Вашей личности.

В связи с этим стоит оговорить манеру поведения. Вы пришли на деловую встречу с незнакомым человеком, который, к тому же, занимает должность выше той, которую желаете получить Вы. А потому вспомните слово «субординация» и ведите себя соответствующе. Задушевные разговоры и откровения, а также неуместные шутки здесь не нужны. Но есть и другая ошибка, прямо противоположная выше названной - излишняя скромность и стеснительность. С таким человеком еще труднее вести беседу, чем с самонадеянным наглецом. Неумение четко выразить свои взгляды по теме, употребление шаблонных фраз, банальные вопросы к руководителю – залог того, что завтра Вам скажут: «извините, Вы нам не подходите».

Некоторые отчаявшиеся спрашивают: зачем вообще нужно собеседование? Разве нельзя принимать человека таким, каким он представлен в резюме. Никто же не станет приписывать себе еще одно высшее образование, если его нет и указывать несуществующие навыки – ложь откроется.

Действительно, без собеседования жить было бы проще. Но оно нужно. И вот зачем:

- только личная встреча даст руководителю представление о том, насколько хорошо Вы можете общаться с людьми;

- только общение позволит разобраться с тем, насколько внешний вид соискателя и его характер подходят для той или иной работы;

- собеседование раскроет причину Вашего прихода и мотивацию, уровень заинтересованности;

- оно позволит должностному лицу понять, насколько Вы разбираетесь в той или иной сфере, какой имеет опыт.

Как Вы понимаете, после собеседования все и решится. Конечно, отсутствие положительного ответа в итоге – не конец света. Но всерьез поразмыслить над причинами невезения стоит. Какими качествами нужно похвастаться перед работодателем при личной встрече? Все зависит от профиля выбранной деятельности. Так, если Вы мечтаете работать в сфере продаж, то Вам необходимо обладать инициативностью и коммуникабельностью, то есть уметь общаться с людьми лично и по телефону, оперативно принимать решения и разбираться в возникающих ситуациях на рынке тех или иных товаров, уметь планировать силы, время и средства, а также обладать харизмой, но в то же время прекрасно чувствовать себя в коллективе. Если Вас влечет роль управленца, то нужно отлично разбираться в тонкостях кадровой работы: как привлечь подходящих работников, оформить увольнительные документы. Стоит осознавать весь масштаб будущей ответственности – финансовой, управленческой; обладать выдержкой, логическим мышлением, дисциплинированностью.

Как быть тем, у кого практически нет опыта работы? Чем блеснуть вчерашним студентам? Во-первых, наличием диплома. Особенно таким, в котором большинство оценок – «5». Во-вторых, желанием работать и умением подстраиваться под все предстоящие изменения. В-третьих, надо показать себя инициативным человеком, лидером, но умеющим находиться под руководством опытного начальника. Практически для любой работы нужны кадры, обладающие навыками грамотного общения (как устного, так и письменного), желающие расти и развиваться, получать образование, а также те, для кого стрессы – не трагедия и повод глотать успокоительные, а всего лишь рабочий момент.

Теперь Вы знаете, с чем бороться и за что бороться. И еще небольшой совет: постарайтесь предугадать хотя бы некоторые вопросы руководителя. Сделать это не очень сложно, если Вы знаете, в какую организацию идете и на какую должность претендуете. Не смотря на то, что у каждого работодателя есть свои требования, существует перечень самых популярных вопросов к соискателю. Например:

- Расскажите о себе.

- Почему эта работа должна достаться именно Вам?

- Почему Вы выбрали именно это образование?

- Какой Вы представляете себе Вашу будущую карьеру?

- Почему Вы хотите работать у нас?

- Как поможет Вам эта должность построить свою жизнь?

- У Вас есть хобби?

- Какие качества Вы особенно цените в людях, а какие ненавидите?

- Что Вы считаете своей положительной (отрицательной) стороной характера?

- Что Вы желаете сделать для нашей фирмы, если станете работать здесь?

- Приведите пример исполнительности, творчества и т. п.

Можете ожидать абсолютно любых вопросов, не исключая самых странных (на первый взгляд). Каждый вопрос задается зачем-то, а не просто так. Будьте готовы к этому.

Поговорим еще о нескольких моментах подготовки к собеседованию.

Что касается различных запахов, то лучше обойтись без них. В первую очередь, постарайтесь избавиться от запахов тела. Во вторую, от запаха сигарет, алкоголя и даже духов, которые Вам очень нравятся. На вкус и цвет товарища нет. А это значит, что запах, сводящий с ума Вашу жену (Вашего мужа), может вызвать отвращение у того, кто будет Вас экзаменовать.

Что касается Вашего поведения, то с самых первых секунд нужно:

·        Зарекомендовать себя как человека воспитанного. Поэтому изначально нужно выяснить, кто Вас будет ждать, где и во сколько. А потом прийти раньше минут на 15, чтобы успеть привыкнуть к месту.

·        Приветливо общайтесь со всеми, кто будет говорить с Вами, не бойтесь смотреть в глаза. Но не будьте назойливыми. И в коем случае не критикуйте и не обсуждайте других соискателей.

·        С лицом, которое проводит собеседование, ведите себя уверенно и спокойно. Не пытайтесь казаться рациональнее или активнее, чем Вы есть на самом деле. Пускать в ход слезы – последнее дело. Из одной лишь жалости Вам работу не дадут, это точно. Заплакать в обществе незнакомых лиц могут только очень слабые и неуравновешенные люди. А такие не нужны серьезным фирмам. Даже если в Вашей жизни самая черная полоса из всех возможных – соберите все силы в кулак и будьте достойным и уважительным собеседником.

·        Старайтесь отвечать на все вопросы. Даже на те, которые могут Вас разозлить. Иногда работодатель поступает так умышленно.

·        Некоторые претенденты на рабочее место с негативом относятся ко всевозможным психологическим тестам. Поверьте, работодатель делает это не с целью вымотать Ваши нервы и выпить все терпение. Если соискателя столь тщательно проверяют, значит, компания отличается серьезностью и не может доверить корпоративную информацию любому встречному.

·        Материальные средства и самое дорогое – время – тратятся не просто так. А потому проведение тестирования - это хороший символ: руководство ищет тех, кто по всем пунктам подходит для той или иной работы. Такая политика может гарантировать Вам достойные условия труда, хорошую заработную плату и уважение коллектива.

·        Сидите расслабленно, но не сутуло. Не скрещивайте руки и ноги, поскольку такая поза является «защитной». Будьте доброжелательны, открыты и легки в общении.

·        Вырвать победу любой ценой – не Ваш метод и цель. Ваша цель – дать работодателю все сведения, которые помогут ему определиться с выбором.

·        А потому не бойтесь идти на собеседование. Если Вас пригласили, значит, Вы уже почти подходите. Если соискатель дрожит от страха и не может внятно ответить на вопрос, слова резюме о его высокой коммуникабельности, компетентности и состоятельности рассмешат руководителя.

·        Запомните: самое страшное, что может случиться в итоге – это отказ. И больше ничего. Никто Вас не обидит и не унизит. А потому, собираясь отправиться на собеседование, постарайтесь подготовиться к нему. Пофантазируйте, каким Вы видите себя через несколько лет: уровень достигнутого и запланированного, образование и профессиональные достижения. Все это поможет Вам четко сформулировать свои требования к имеющейся вакансии. А вдруг это не совсем то, что Вам нужно? Вдруг Вы напрасно плохо спите уже третью ночь?

·        Если Вам отказали, не нужно плакать и винить себя в никчемности. В конце концов, эта работа – не последняя в Вашей жизни. Более того, есть стимул стремиться к новым высотам и штурмовать их. А собеседование – это всего лишь деловая встреча двух людей. И здесь действуют стандартные принципы: либо люди стали симпатичны друг другу, либо нет.

Не старайтесь изменять себе, но искореняйте свои недостатки – и удача улыбнется Вам!

И небольшое замечание напоследок: очень жаль, что рекомендательные письма не играют роли в нашей стране. Было бы намного проще и работодателю, и соискателям!