Что нужно учесть при составлении электронного резюме?
Наиболее распространенной ошибкой при составлении можно назвать, наверное, такое резюме, которое представляет собой единую безликую многостраничную таблицу-анкету, состоящую из некоторых оценок соискателя, которые он сам себе же и выставил. Основным недостатком такого решения является тот факт, что анкета, как правило, берется с какого-либо интернет-сайта, принадлежащего некоторой компании, которая предъявляет к кандидату свои особые требования.
При анализе такого "табличного" резюме достаточно сложно оценить уровень профессиональных знаний человека. Для полной оценки индивидуальности и практических умений кандидата резюме должно быть составлено в свободной форме и должно содержать послужной список. В случае наличия у нанимателя своих требований к составлению резюме, обязательно следует их придерживаться. Если же требуется только табличная форма, то, добавив к ней резюме, составленное в обычном виде, Вы значительно повысите свои шансы на занятие вакантной должности.
В каком виде должно быть представлено электронное резюме?
Резюме достойного кандидата, присланное по электронной почте, обычно представляет собой письмо в виде короткой сопроводительной записки и само резюме, являющееся вложением в формате DOC или RTF (Word-документ). Имя файла вложения должно соответствовать собственной фамилии, то есть, не следует посылать файлы, имеющие имена, например, RESUME.DOC или RESUME.RTF, так как по этим именам невозможно идентифицировать человека, и менеджеру, получившему такое письмо, обязательно придется файл переименовывать. Ведь соискателей работы может быть множество (десятки или даже сотни). Сразу дав файлу нужное название, Вы покажете, что цените труд менеджера, и вызовите его расположение к себе. Не очень хорошим решением будет послать резюме в формате MS Excel, так как не у всех он установлен. Ну и потом, как мы уже выяснили, таблица - не лучший вариант представления резюме. Бывают забавные ситуации, когда присланное в виде таблицы резюме имеет ширину, в два раза превосходящую ширину экрана, и для просмотра его приходится использовать прокрутку. Может ли в этом случае приславший его кандидат надеяться на что-то? Сложно сказать...
C другой стороны, резюме без форматирования текста (plain-текст) тоже является не лучшим решением. Самый оптимальный, как нам кажется, вариант - использование формата MS Word.
Следует ли резюме архивировать?
Сразу отметим, что размер файла резюме не должен превышать 100-150 килобайт. По этой причине не следует включать в резюме какие-либо большие графические файлы. Они сильно увеличивают размер файла (250 и более килобайт), что уже никуда не годится. Само резюме не рекомендуется архивировать, так как в этом случае Вы вынуждаете менеджера тратить на распаковку файла дополнительное время. Кроме того, не исключено, что менеджер может просто не пользоваться тем архиватором, который использовали Вы при упаковке резюме.
Выбор шрифта
Резюме должно легко читаться. Восприятие сильно ухудшается, если резюме содержит большое количество различных оформительских элементов, много шрифтов. Писать лучше шрифтом Arial. Кегль должен быть 10 и более. Такой шрифт, как правило, имеется на любом компьютере, а также достаточно комфортно воспринимается глазом. Использование мелких шрифтов - не самое лучшее решение, так как зачастую у менеджеров не всегда отличное зрение. Использовать нужно только те шрифты, которые гарантированно будут на компьютере менеджера.
Содержание сопроводительного письма
Не следует упоминать в письме какие-либо лишние подробности ("Увидел на сайте Ваше предложение", "Решил Вам написать" и прочее). Пишите сразу по существу и не забудьте упомянуть, на какую именно должность Вы претендуете. В самом кратком виде письмо должно быть следующего формата: "Уважаемый директор фирмы (тут могут быть различные варианты, в зависимости от того, к кому Вы обращаетесь). Претендую на такую-то должность. Резюме в приложении. С уважением. ФИО».
К вопросу о грамотности
Многие должности не требуют стопроцентной грамотности, это надо признать. Часто наличие в тексте каких-либо грамматических ошибок ничего не говорит о деловых и волевых качествах кандидата: его работоспособности, практических навыках, организаторской жилке, целеустремленности, умению добиваться результата. Зато такие ошибки могут поставить под сомнение уровень подготовки соискателя как специалиста. Под вопрос ставится его эрудиция, логические и алгоритмические способности, умение четко и связно формулировать свои мысли, теоретическая подготовка. Можно сказать точно - наличие в тексте грамматических и речевых ошибок никогда не способствовало улучшению качества резюме. Поэтому перед рассылкой всегда лучше посоветоваться со знакомыми филологами на предмет корректности отправляемого резюме.
Замечания по структуре
Тут следует понять самое главное. Резюме - не литературное сочинение. Стиль изложения должен быть кратким и по существу. У менеджеров, как правило, мало времени для чтения всего резюме полностью, и читают они его, в основном, по диагонали. Поэтому просто перечислите в доступной, четко структурированной форме всю имеющуюся информацию. Будет лучше, если данные, относящиеся к одному и тому же назначению, будут располагаться на одном и том же расстоянии от левого края страницы. Также приветствуется какое-либо выделение заголовков и разделов (но тут важно не переборщить). Наличие рамок и разделительных линий не является обязательным. Необходимо хорошо продумать вопрос использования тех или иных шрифтов и их размеров. Важно, чтобы шрифты хорошо читались, на странице присутствовало разумное выделение, и при этом не было излишнего разнообразия.