ОАК может заработать на пошлинах
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подготовила предложения о механизме ввоза в Россию иностранных самолетов без необходимости платить пошлины. Для этого российским авиакомпаниям потребуется заключить с ОАК контракты на поставку российских самолетов "аналогичного класса" в обмен на операционный лизинг этой техники у дочерних компаний корпорации. Участники рынка и эксперты сомневаются в жизнеспособности схемы и говорят о больших финансовых рисках для ОАК.
По сведениям Минпромторга, Валерий Воскобойников, замдиректора департамента авиационной промышленности министерства, в конце декабря получил от президента ОАК Алексея Федорова письмо с описанием двух вариантов механизма беспошлинного ввоза в Россию самолетов иностранного производства. Кроме того, ОАК сформировала перечень комплектующих, пошлины на которые будут обнулены. В конце 2008 года этот перечень направили в Федеральную таможенную службу (ФТС) и Минэкономразвития, но последнее потребовало чтобы предложения были обоснованы более детально. В связи с этим в настоящее время готовится совещание по этим вопросам у премьера. Согласно предложенной ОАК схеме, дочерняя лизинговая компания будет в режиме временного ввоза импортировать иностранные самолеты корпорации, с последующей передачей в операционный лизинг российским авиакомпаниям. Авиакомпаниям, в свою очередь, необходимо заключить контракты с ОАК на поставку в финансовый лизинг российских самолетов "аналогичного класса". К сроку поставки отечественных судов ОАК обязуется вывезти иностранные самолеты за пределы России. Оба варианта предполагают беспошлинный ввоз самолетов дочерней компанией ОАК. Отличие заключается в том, что в первом случае предложено полностью освободить компанию от 20% пошлины и 18% НДС, а во втором — субсидировать платежи из госбюджета. В письме отмечается, что второй вариант менее привлекателен для авиакомпаний с финансовой точки зрения, а также предполагает риск неполучения субсидий. В ОАК подтвердили отправку письма и отказались от более подробных комментариев. Представитель корпорации только сообщил, что в настоящее время "в ОАК продумывают концепцию документа, который определит механизм ввоза иностранных самолетов и принципы импортозамещения, в рамках реализации поручения премьер-министра, данного в сентябре 2008 года". Российские авиакомпании пока с осторожностью смотрят на это предложение ОАК и не доверяют ее возможностям по поставке новой техники. Поставка первых SSJ-100 стартовому покупателю "Аэрофлоту" уже задерживается как минимум на полгода. А компания "Трансаэро", подписавшая контракт на десять Ту-214 (дочерняя ОАК Финансовая лизинговая компания обещала поставить их до конца 2007 года), пока получила только два. Возможность беспошлинного ввоза западной авиатехники в обмен на обязательства по закупке российской существовала с 1998 года, но кроме "Аэрофлота" ей не воспользовался ни один перевозчик, да и тот так и не приобрел шесть Ил-96-300, заказанных в рамках инвестиционного соглашения с Минэкономразвития. Андрей Мартиросов, генеральный директор компании "Ютэйр" считает, что предложенную ОАК схему вряд ли одобрят в правительстве, поскольку она противоречит главной задаче ОАК — продвижению на рынок российских машин. Кроме того, А. Мартиросов считает, что нельзя отягощать процедуру лизинга новым посредником в виде ОАК и возлагать на государство поиск финансирования сделок, когда с этим могу справиться сами авиаперевозчики. Эксперты разделяют обеспокоенность авиаперевозчиков и считают, что проект создает определенные риски для самой ОАК. "Корпорация получает возможность заработать, но это не дает авиакомпаниям гарантий поставки отечественной техники в срок",— полагает Борис Рыбак, генеральный директор компании Infomost. Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "Авиапорт" отметил, что российские законы почти не защищают лизингодателя, а значит, у ОАК есть риск не получить самолеты обратно, даже если перевозчик перестанет за них платить. Он считает, что воспользоваться схемой в полной мере сможет только создающийся "Ростехнологиями" перевозчик "Росавиа", поскольку ведущие авиакомпании — "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" — уже обеспечены прямыми контрактами с Boeing и Airbus. Источник в Минпромторге также считает, что предложенная корпорацией схема будет наиболее выгодна именно компании "Росавиа", которой уже сейчас необходимы самолеты.