Празднование именин - это одна из культурных традиции древней Руси. Но в 20-30-х годах празднование именин считалось запретным и даже подвергалось официальному гонению. Но, как оказалось, искоренить эту традицию не удалось - в настоящее время по-прежнему отмечают именины, а в последнее время они приобретает все большую популярность.
Именины это не светский праздник, а духовный, так как, прежде всего, он связан с Крещением и со святыми, в честь которых человек получил свое имя.
Первые упоминания о праздновании именин на Руси относят к XVII веку.
Раньше накануне именин семья именинника пекла пироги, караваи и варила пиво. На сами именины семья ходила в церковь на молебен, родные ставили свечи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на молебен, ставил свечи и прикладывался к иконе своего святого. Вечером устраивался ужин для родных и друзей.
Но всех богаче отмечались царские именины, которые считались государственным праздником - день Тезоименитства.
В этот день устраивался пир для бояр и придворных. Царь раздавал пироги и калачи народу. Позже появились традиции в этот день устраивать фейерверки и парады.
В период революционной борьбы, когда сам обряд крещения был признан контрреволюционным, и именины были подвергнуты гонению со стороны властей, была предпринята попытка заменить празднование именин на "звездины" и "октябрины".
Новое празднование выглядело примерно так: новорожденного поздравлял сначала октябренок, потом пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители". Далее именинника могли зачислить в профсоюз и т.д.
Но, тем не менее, сегодня День Ангела снова в почете, и многие россияне чтят своего Святого Покровителя.
Когда-то именины считались намного важнее, чем даже непосредственый День рождения человека.
Очень часто эти два праздника совпадали, потому что новорожденного старались называть строго по Святкам.
Значительно позднее имена стали выбирать, исключительно исходя из собственных вкусов.
Получается, что раньше люди придавали имени большее духовное значение, чем сейчас. Считалось, что имя управляет судьбой, поэтому к его выбору относились очень осторожно.
Если вспомнить первобытные времена, то к имени относились так же как к глазам, рукам, губам, то есть, как к части тела.
Вообще, считалось, что сколько имен в племени - столько и душ. Именно поэтому, прежде, чем убить врага, полагалось узнать его имя, чтобы в дальнейшем использовать его (имя) в своем племени. С этой же целью имена скрывались от врагов - чтобы не дать им оружия.
В каких-то племенах под запретом было произносить имя вождя. В других - старикам давали новые имена, чтобы наполнить их новой силой.
Когда ребенок болел, ему в ухо кричали имя отца - считалось, что это придаст ребенку силы и энергии родителя.
Считалось так же, что, если ребенок много плачет, значит, имя было выбрано неверно.
Была так же традиция наречения ребенка, так называемыми, ложными или "обманными" именами. Это делалось для того, чтобы злые духи не смогли найти малденца. Для охраны младенца так же существовали "защитные" имена - ужасные, отпугивающие, безобразные, непривлекательные (например, Мертвая, Некрасивая, Нелюба, Некрас и т.д.). Считалось, что такие имена отвернут от ребенка все несчастья и невзгоды.
Издавна считалось, что изменение имени человека меняет саму его суть. Обычно новое имя человек получал при инициации, то есть , когда человек, будучи подростком, становился взрослым членом общины.
С точки зрения христианства, имя человеку дается еще и для личного общения с Богом. Церковь, при крещении человека , тем самым связывает личное имя с именем Бога. Церковь, давая младенцу имя Святого, тем самым старается направить его на путь истинный: ведь, человек с таким именем уже реализовал себя, став Святым.
Даже иконы в церкви наделены святостью только в том случае, если изображение Святого обозначено именем (подписано).