До конца октября в Милане проходит очередная всемирная выставка Expo 2015. Над созданием павильонов потрудились многие знаменитые архитекторы, поэтому среди этих временных сооружений есть настоящие шедевры. В предложенном обзоре - павильоны Китая, ОАЭ, Словении, Великобритании и корпоративный павильон компании Vanke.
Завораживающий Китай
Присутствие Китая в Экспо не только праздник, но и возможность отобразить чудеса этой самобытной страны, известной всему миру богатыми культурными традициями. Китай в своей экспозиции стремится передать свое понимание и размышления на тему благодарности и уважения к планете на которой живут разные народы.
В основу концепции положено осмысление того, что человек является неотъемлемой частицей природы.
Волнистой формы фасад китайского павильона символизирует аграрное прошлое Китая. Кровельные элементы сконструированы из стеблей бамбука.
Поле злаков
На миланском Expo 2015 Китай возвел собственный павильон. Сооружение занимает площадь 4590 м2 и представляет переосмысление традиций как с точки зрения формы, так и технологии. Эффектная волнистая крыша павильона являет собой образ колышущегося поля злаков. Конструкции возведены из различных натуральных материалов, включая бамбук, пшеничную солому и дерево.
Он стал первым в истории этой страны павильоном, который появился за пределами Поднебесной.
Южный фасад имеет четкие геометрические очертания — такая форма была навеяна образом современного городского ландшафта. Северный фасад своими плавными очертаниями символизирует аграрное прошлое Китая.
По мнению авторов проекта Ичэнъ Лу (Studio Link-Arc) и TsmghuaUrriversity, этот архитектурный образ раскрывает заданную тему павильона - «Земля надежды» и демонстрирует, что «надежда» может стать реальностью, если природа и город смогут однажды находиться в полной гармонии. Интересно и то, что крыша, задуманная как волнообразная структура из деревянных балок, является переосмыслением традиционной для китайской архитектуры формы.
Однако ее поверхность выложена 1052 панелями из бамбука, отдаленно напоминающими терракотовые плитки, покрывавшие крыши древних домов. За счет меньшего веса конструкции такой вариант позволил архитекторам создать необычную форму и соблюсти необходимую функциональность. Импровизированное поле злаков находится внутри павильона «Земля надежды».
Оно представляет собой огромное пространство из горящих светодиодов, которые символизируют колоски пшеницы. Природный ландшафт плавно «перетекает» в светодиодную мультимедиа инсталляцию.
В ее центре, являющемся главным акцентом всей экспозиции, представляющей собой последовательность пространств начиная с зоны ожидания снаружи и заканчивая тематическими экспонатами, интерактивными инсталляциями и национальной продукцией Китая внутри. По лестнице можно подняться на площадку, откуда открывается отличный вид на территорию Expo 2015, а с площадки можно зайти в мультимедийный зал и посмотреть фильм о Китае.
Павильон Китая богат захватывающими пейзажными композициями, произведениями искусств безмерной ценности, древними традициями кулинарной культуры.
Город в пустыне
Павильон ОАЭ намеренно подстроен под архитектурный лейтмотив Масдара, этого экоустойчивого города будущего, который построят в 17 км от Абу-Даби на нефтяные деньги настоящего во имя отказа от малоэффективного и разрушительного для природы углеводородного прошлого. Проектирует Масдар бюро лорд Фосгер. Временное сооружение, изборожденное декоративными «каннелюрами», позаимствованными у безмолвных бедуинских барханов, можно назвать своего рода пробником, призванным подготовить общественность к обещающему быть фантастическим результату совместных действий архитекторов и представителей Национального медиасовета ОАЭ.
По словам Нормана Фосгера, объект создавался для двух климатических зон. Он оказался комфортным для посетителей миланской выставки, но по-настоящему покажет себя в условиях иссушающей жары Абу-Даби. Вот когда пригодятся его компактные пространства и само затеняемые стены! «Дизайн отражает наши творческие поиски в области архитектуры древних городов и пустынных ландшафтов.
Он также делает очевидными преимущества вытянутого в длину участка: похожий на каньон вход и зажатые между стен «улочки естественным образом выводят посетителей к аудитории, выставочному пространству и зонам внутреннего двора», — говорит Норман Фостер.
А вот мнение его коллеги, старшего партнера Foster+Partners Джерарда Эвендена: «Наш павильон уникален своей интерпретацией пустынного ландшафта и планировочных традиций Эмиратов.
ОАЭ сегодня успешно справляются с недостатком воды, а всему остальному миру это только предстоит. Наш проект подчеркивает преимущества экоустойчивости и демонстрирует то, что энергоэффективные технологии востребованы в современном обществе».
Дерево как материал
Словенский павильон площадью 800 м2 спроектирован молодыми архитекторами из бюро SoNo Arhitekti. Слоган этой экспозиции звучит так: «Я чувствую Ою-веник». В качестве ключевых выбраны понятия «Зеленая. Активная. Здоровая». Собственно, идея павильона проистекает из философской концепции проекта.
Пять призмавидных объемов, формирующих архитектурный облик экспозиции, символизируют единение человека с природой, в них угадываются очертания типичных для Словении ландшафтов — бесконечных лесов и привольных полей, бездонных озер и стремительных рек, и, конечно, прихотливо изогнутого морского побережья.
Авторы выставки стремились подчеркнуть связь между здоровьем человека, устойчивостью местной экосистемы и культурой производства продуктов питания, не наносящего вред природе.
К слову, гастрономической части экспозиции было уделено особое внимание, что соответствовало главной идее Expo 2015. В Словении делают отличные вина, и посетители, прогуливаясь по засаженной зеленью территории, могли убедиться и в красоте пейзажей, и в качестве продуктов.
Капля меда
Улей — композиционный центр британского павильона. Его придумали авторы концепции: художник Вольфганг Батресс, инженер Тристан Симмондс, и архитекторы из бюро BDP. А консфуктивную схему предложил профессор Нотгингемского университета Трента. Мартин Беншик.
То есть прекрасный союз науки и искусства — налицо. В процессе проектирования улья авторы вдохновлялись перипетиями жизни пчелиной колонии и учились у крылатых архитекторов». В дизайне 14-метровой конструкции использован принцип устройства медовых сот. Алюминиевая инсталляция состоит из 180000 элементов, распределенных по 32 уровням, с подсветкой из тысяч светодиодов.
Посетители выставки, подобно пчелам, совершали путешествие по яблоневому саду, пересекали луг с разнотравьем, а потом находили приют внутри импровизированного пчелиного дома. Создатели павильона хотели показать, насколько опыление важно для мирового сельского хозяйства, поставившего перед собой трудную цель — прокормить население Земли, которое к 2050 году составит девять миллиардов человек.
Павильон компании Vanke
Создавая проект для крупнейшей строительной компании в Поднебесной, архитектор Даниэль Либескинд обратился к традициям китайской культуры. В основе архитектурной композиции — образ дракона, который метафорически связан с сельским хозяйством.
Расположенный на юго-восточной окраине озера Arena, павильон площадью 800 м2, кажется, поднялся с востока, образуя динамичную, спиралевидную структуру. Геометрический рисунок облицовки подчеркивает необычную форму павильона и усиливает его сходство с свернувшимся в кольцо ящером.
Парадная лестница, одетая в теплый серый бетон, вырезана в красном спиралевидном здании и направляет посетителей на верхний уровень. Со смотровой площадки на крыше открывается потрясающий вид на озеро и расположенный рядом павильон Италии.
Проект отражает множество аспектов китайской жизни. Однако, главное, по мнению его создателей, это то, что динамическая структура олицетворяет рост и силу китайского народа.
Внутри павильона организовано выставочное пространство, наполненное двумястами экранами, установленными на матрице, сконструированной из стеблей бамбука. В то время как посетители движутся по павильону, на экранах разворачивается повествование.
С каждым шагом и всяким поворотом головы открываются новые ракурсы и другие аспекты богатого и сложного, увлекательного и фрагментированного рассказа. В этом повествовании безумному ритму городской жизни противопоставлены медленные движения традиционной трапезы, сначала в процессе ее подготовки, а затем в потреблении. Послание говорит о силе и возможностях объединения общества в общей заботе о производстве продуктов питания.