-
Музыка
- Музыка
- Новости
- Интересное о музыке
- Музыкальная энциклопедия
- Концерты
- Персоналии
- Хит-парады
- Файлы
- Музыкальное оборудование
- Студийные наушники и микрофоны
- Для ценителей аналогового звука
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
- Обзоры музыкальных альбомов
- О музыке в жизни человека
- Музыкальный софт
- Акустические системы
- Акустические системы
Акустическая система без сабвуфера
Изначально на выходе источника есть сигнал стерео (в этой статье я буду говорить только про записи стерео, так как сейчас они находятся в большинстве). Этот сигнал подается на вход усилителя и с его выхода уже усиленный сигнал передается на акустическу систему. При такой реализации звука сигнал проходит через наименьшее число элементов. Поэтому он в в акустическую систему попадает в максимально чистом виде.
Акустическая система (далее АС) с сабвуфером
Возможно несколько вариантов:
- Сигнал стерео подается на фильтр сабвуфера и усилитель. Таким образом на акустическую систему приходит весь сигнал с источника, в то время как на сабвуфер только его низкочастотная составляющая с обоих каналов.
- Сигнал стерео подается только на фильтр сабвуфера. В нем сигнал разделяется на два диапазона - на низкие (далее НЧ) и на средние (СЧ) с высокими (ВЧ) частотами. С фильтра сигнал со СЧ и ВЧ поступает на вход усилителя сателитных фронтальных колонок, а сигнал с НЧ подается на вход усилителя сабвуфера.
Есть и другие варианты. Однако во всех случаях на фротальные АС идет либо весь спектр сигнала, либо состаляющая их СЧ и ВЧ. В первой варианте поразумевается использование мощных широкополосных АС, а то время как сабвуфер становится дополнительной поддержкой на НЧ. Во втором варианте в качестве фрональных колонок используются небольшие сателитные АС невысокой мощности и сабвуфер для НЧ-спектра. При подобном подходе удается создать небольшую и бюджетную музыкальную систему с широким диапазоном частот. В таких АС сабвуфер как раз необходим.
Что дает сабвуфер в музыкальной АС
Прежде всего увеличивается динамический диапазон системы, а также понижается ее граничная частота. Благодаря этому обеспечивается более высокая громкость без каких-либо искажений. Если сабвуфер активный, то за счет разгрузки усилителя АС улучшается воспроизвдение СЧ и ВЧ. Кроме того, благодаря сабвуферу повышается максимально возможный уровень звукового давления. За счет удаления низких частот с фронтов улучшается звучание СЧ. Это объясняется тем, что амплитуда колебаний головки НЧ маленькая, и работа усилителя происходит на меньшем уровне входного сигнала, чисто и четко обрабатывая уровни ВЧ и СЧ.
Но к сожалению, практика показывает, что сабвуфер в музыкальной АС чаще всего ухудшает качество звучания. Это возможно из-за того, что сабвуфер:
- неправильно настроен для работы в конкретной АС;
- низкого качества;
- изготовлен для воспроизведения разнообразных эффектов (например, взрывов), а не для передачи всевозможных оттенков музыки.
В тракт сабвуфер всегда вносит дополнительную электронику. Если его фильтр низкокачественный, то в исходном сигнале будут появляться шумы и искажения. И это не самое плохое. Изначально сабвуфер может плохо звучать. Хорошие и качественные колонки будут стоить дорого. Большинство моделей, представленных на современном рынке, имеют бубнящий, медлительный и тупой бас. Их область применения - домашние кинотеатры. В звучании таких сабвуферов плохо прослушивается высота отдельных нот, а звук контрабаса похож на бас-гитарный. Редкие модели таких сабвуферов отличаются отчетливостью баса, хорошей артикулированностью и музыкальностью. В то время как дорогие широкополосные АС напольного типа практически всегда обладают этими качествами.
Также есть проблема согласования усилителя НЧ с фронтальными АС. Самые низкие звуки, которые может воспроизвести сабвуфер, могут сильно отличаться от верхнего баса и его середины фронтальных АС. Из-за этого звучание НЧ может быть неоднородным. Поэтому следует покупать сабвуферы из того же ряда и производителя, что и шиокополосные АС. Благодаря этому вы с большей вероятностью найдете пару с одинаковым звуком. Как правило, при использовании дорогих широкополосных АС подобных проблем возникнуть не должно.
Согласовать уровни фронта и сабвуфера просто. Однако многие делают громкость сабвуфера слишком высокой, сами этого не замечая. Подобный звук очень быстро утомляет. В дорогих широкополосных АС такой проблемы нет, так как их проектируют, опираясь на максимально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее АЧХ).
Кроме того, работающих сабвуфер, наполняя комнату мощным и глубоким басом, может спровоцировать возникновение резонансных явлений, которые могут сильно испортить звук. Это проявляется в бубнении, более громких отдельных нотах, не четком, вялом и не динамичном звуке. Поэтому важно найти правильное расположение источника НЧ. Хороший сабвуфер должен дополнять звучание фронтов, а не выпирать и привлекать к себе внимание. Только так он не испортит общую картину звука. Можно сделать вывод, что редкий сабвуфер улучшает картину звука, обладая собранным, плотным, упругим и четким басом, который хорошо согласовался бы с фрональной АС.