-
Музыка
- Музыка
- Новости
- Интересное о музыке
- Музыкальная энциклопедия
- Концерты
- Персоналии
- Хит-парады
- Файлы
- Музыкальное оборудование
- Студийные наушники и микрофоны
- Для ценителей аналогового звука
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
- Обзоры музыкальных альбомов
- О музыке в жизни человека
- Музыкальный софт
- Акустические системы
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
Моцартом создано пять концертов для скрипки. Вернее, авторство пяти из восьми подобных сочинений, приписываемых Моцарту, установлено доподлинно и не вызывает разногласий у искусствоведов. Композитор написал их быстро, один за другим, в период с 1775 по 1777 годы, и больше к жанру скрипичного концерта, в отличие от фортепианного, не обращался.
В это время Моцарт, переступивший порог своего девятнадцатилетия, занимает должность концертмейстера в капелле зальцбургского архиепископа, и все произведения, выходящие из-под его пера, предназначены для собственных выступлений. Придворная служба в провинциальном городке после путешествия по Западной Европе кажется скучной и однообразной. Но все невзгоды, горести и потери – скандальный разрыв с сановным работодателем, скитания по аристократическим салонам, безответное чувство к певице Алоизии Вебер, смерть родителей – еще впереди. А потому сочинения этой поры более всего соответствуют нашим представлениям о ясном, спокойном Моцарте, «Рафаэле в музыке», как его часто называют. Мелодический стиль определяют благозвучные песенные интонации. Нет кипения страстей, нет бурных порывов, мучительных вопросов, драматизма, свойственных более зрелым сочинениям. Слушатели могут вообразить себе безмятежные пейзажи сказочной Аркадии, где всецело царит мир и спокойствие.
Но если в ранних скрипичных концертах безошибочно угадываются общепринятые композиционные приемы, используются стереотипные фактурные элементы, то Концерт № 4 D-dur (KV 218) и Концерт № 5 A-dur (KV 219) написаны в яркой индивидуальной манере и считаются подлинными шедеврами. Не отступая от сложившейся в творчестве барочных авторов трехчастной модели концерта с подвижными крайними частями и медленной средней, Моцарт активно экспериментирует с формой. К примеру, в Allegro Четвертого концерта отсутствует tutti перед репризой, финал-рондо состоит из 9 отдельных эпизодов, не связанных друг с другом, а в бойкое оркестровое вступление Пятого концерта неожиданно вторгается медленный речитатив скрипичного соло, подготавливающий главную тему.
Моцарт сделал противопоставление партий солиста и оркестра более значительным, заметным и динамичным. Мелодический строй в его скрипичных концертах основывается на традициях итальянского оперного стиля, с которым молодой композитор, написавший к этому времени уже 4 оперы, был прекрасно знаком. Множество виртуозных элементов, изощренная богатая орнаментика, свойственная ариям, потрясут искушенного слушателя в необыкновенно сложном Adagio Пятого концерта.
Сам Моцарт считал концерт универсальным жанром, способным доставить удовольствие как знатокам, так и дилетантам. Несомненно, его скрипичные концерты – истинные жемчужины в музыкальной сокровищнице – относятся именно к таким произведениям.
Автор: Казарина Светлана Владимировна