5_prev.jpg 1968 год. Уже пять лет мир охвачен битломанией. Английская рок-группа, со дня образования которой не прошло и года, за три дня записывает в Лондоне свой первый диск. Никому доселе неизвестные дебютанты со странным названием коллектива Deep Purple (deep purple – «тёмно-лиловые») арендовали выходные дни в студии звукозаписи, чтобы превратить свой собственный музыкальный материал в долгоиграющую виниловую пластинку. Это музыканты самого первого, стартового состава: соло-гитара – Ричи Блэкмор, клавишные – Джон Лорд, вокал – Род Эванс, бас-гитара – Ник Симпер и ударные – Иэн Пэйс. С названием альбома музыканты долго не мучаются: почти сразу озвучивается «Shades of Deep Purple» – «Нюансы тёмно-лилового». Под этим названием первый альбом и войдёт в историю.

 Стартовая композиция «And the Address» – инструментальная, она создана за месяц до записи альбома и «обкатана» на выступлении в Дании. Сразу поражает вступление: около минуты практически ничего не происходит, слышны какие-то маловразумительные звуки, как будто на репетиции случайно забыли выключить микрофон. Место шумов постепенно занимает орган, но это напоминает ситуацию, когда за инструмент садится исполнитель, не играющий какую-то определённую мелодию, а просто разминающий пальцы на клавишах. Но неожиданно слушатели вознаграждены: группа вступает в игру вся в полном составе. Переливаются органные трели Джона Лорда (он же является и композитором данного опуса), вторит органу гитара Ричи Блэкмора, плотно расставляет басовые акценты Ник Симпер, ударные инструменты скрепляют всю композицию, делая её цельной.

 3_prev.jpgПеред нами почти пятиминутная дебютная инструментальная вещица. Она показывает сразу, что будет дальше, как будут строиться композиции группы, как всё это будет звучать. Это интересно, прежде всего, тем, что уже в первой вещи дебютного альбома выстроен и понятен саунд, которым вскоре музыканты завоюют миллионы поклонников на всех континентах.

 Второй трек альбома носит название «Hush» («Тишина»). Первым исполнителем песни является Билли Джо Ройял, перед нами кавер на его известную песню. Типичную для того времени песню-однодневку о девчонке, занимающей все мысли, группа Deep Purple воспроизводит очень точно, почти нота в ноту, лишь вступление звучит несколько по-другому, да в самом начале слышен вой койотов (юмористическая вставка). Любопытно, что со всего альбома лишь композиция «Hush» заняла какое-то место в американских чартах, остальные треки альбома не удостоились вообще никакого внимания ни критиков, ни меломанов.

 Третья композиция носит название «One More Rainy Day» («Ещё один дождливый день»). Выстроено всё как надо, казалось бы; раскаты грома во вступлении, далее обычная песня среднего темпа с глуповатым текстом, типа «когда дождь, мне плохо, а выглянуло солнце, и мне сразу хорошо». Посредственный текст, ничего интересного в музыкальном сопровождении, какой-то заунывный вокал с типичными для того времени «завываниями» в унисон на заднем плане. Даже переливы органа Джона Лорда не спасают эту музыкальную поделку. Три минуты и сорок секунд абсолютно «мимо кассы». Удел таких творений – забвение. В опере это называется «проходная ария», песня ни о чём.
Первую сторону альбома завершает композиция, длящаяся непомерно долго: целых десять минут отведено ей в альбоме (но для того времени ещё не очень длинная вещица). Это сюита, состоящая из двух частей. Первая часть (на три минуты) называется «Prelude: Happiness» («Прелюдия: Счастье»), вторая часть «I’m So Glad» («Я так рад») длится семь минут. Над первой частью потрудились музыканты группы основательно: их задачей была адаптация «под себя» сюиты Римского-Корсакова «Шехерезада», переложение её на язык рока. Автором второй части является Скип Джеймс, талантливый американский блюзмен.

2_prev.jpg Вторую сторону альбома открывает песня «Mandrake Root» («Корень мандрагоры»). Минимум текста, всего два куплета о том, как корень мандрагоры разожжёт пламя любви, но эти два куплета становятся поводом для того, чтобы музыканты группы показали всё, на что способны. Выложившись на все 100 %, инструменталисты «задали жару». Пожалуй, эта песня и должна быть заглавной в альбоме: именно в ней раскрываются недюжинные таланты музыкантов группы. Сложные пассажи, гармоничные переходы от одной темы к другой, виртуозные дуэты орган-ударные, орган-гитара не оставляют равнодушными никого из слушателей. Ян Пэйс извлекает из ударной установки такие витиеватые звуки, что сложно оставаться безучастным, дух захватывает от его немыслимо быстрой игры. По общему замыслу это джем-сейшн: музыканты по очереди показывают всё, на что годятся как инструменталисты. Бесподобен Ричи Блэкмор со своими выходами на соло-гитаре, яростен бас-гитарист Ник Сэмперс, орган долговязого усача Джона Лорда заливает всю музыкальную палитру и держит слушателей в нервном напряжении, а феноменально быстрый Ян Пэйс «сплетает» такую ритмическую конструкцию, которую невозможно переложить на ноты.

 Шестая композиция альбома – это кавер на битловскую песню «Help». И это неудивительно: 1968 год, все вокруг под влиянием захлестнувшей мир битломании, планета сошла с ума от четырёх парней из Ливерпуля. Но Deep Purple не копируют песню The Beatles, не играют один в один. Из напористой, энергичной битловской песни они делают длинную психоделическую балладу. Такая баллада могла бы органично влиться в культовую рок-оперу Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», песню такого темпа с меланхолическим настроем мог исполнять на старенькой гитаре любой английский подросток в компании. Сравнивая одну и ту же песню, но в двух разных вариантах исполнения, понимаешь почему «Битлз» буквально взорвали музыкальный мир, а кавер Deep Purple помнят только знатоки.
Седьмая песня альбома («Love help me») явно создана под влиянием «Битлз». Та же незамысловатость, похожее построение, да и само исполнение стилизовано под «ливерпульскую четвёрку». И даже название перекликается с предыдущей битловской песней. Здесь трудно упрекнуть музыкантов Deep Purple – битломания приносила свои плоды в виде сладких, похожих друг на друга песенок, жизнерадостных и энергичных. И волосы все в то время отращивали такие же, и копировали поведение на сцене, и так же улыбались, шутили и т. п.

7_prev.jpg Завершает альбом кавер на песню Джимми Хендрикса «Hey Joe» (композитор Билли Робертс). Бравурное испанское начало песни кажется похожим на народную музыку (то же болеро), но тут всё гораздо сложнее. Джон Лорд сделал началом композиции музыку испанского композитора Мануэля де Фалла, да не просто музыку, а отрывок из балета «Треуголка» (сказались уроки музыки с пятилетнего возраста). В остальном это один в один Хендрикс с его печальной песней о темнокожем парне, убившем жену. Вокал Рода Эванса уныл и меланхоличен, хотя временами трогателен.

 «Shades Of Deep Purple» как «ударный» альбом понравится не всем: он неоднозначен, неоднороден, не… Ах, как много этих «не»! Но это дебют, первая «проба пера» легендарной в будущем рок-группы. Через год группа сменит вокалиста, – к ним придёт Ян Гиллан, Ника Симпера поменяют на креативного Роджера Гловера, и на небосклоне британского хард-рока вспыхнет новая звезда, сияя новым составом, который некоторые знатоки до сих пор по праву считают «золотым». Будет много новых альбомов, концертов и туров. Более ста миллионов копий различных альбомов рок-группы разойдутся по всему миру. Будут провалы, взлёты до небес, разногласия и склоки. Подростки, взявшие в руки гитару впервые, почти наверняка будут изучать инструмент, подбирая такую простую и знакомую всем мелодию «Smoke on the water» от Ричи Блэкмора. Больше десяти раз поменяется состав группы, но бренд «Deep Purple», появившийся в Зале славы рок-н-ролла в 2016 году, будет всегда символом одной из легенд хард-рока.

Автор: Палатов Андрей Николаевич

(0 голосов)

Анна Александровна Станкевич (ds73)

очень интересно!

27 ноября в 12:11

Анна Александровна Станкевич (ds73)

очень интересно!

27 ноября в 12:11

Krasilina Olga Victorovna (olgakrasilina)

Талантища! Настоящая класика

6 апреля в 03:04

Руслан (guru87)

Deep Purple, наверное, первый рок-коллектив, который я услышал более менее осознано. Это одно из ранних воспоминаний о музыки окружавшей меня в детстве. Признаюсь, всегда относился к ним несколько прохладно. Да, отличная музыка, гармония, формы, исполнение, но не совсем мое. Deep Purple бесспорно иконы. Но лично мне чего-то в их музыке не хватает.

4 октября в 08:10