-
Музыка
- Музыка
- Новости
- Интересное о музыке
- Музыкальная энциклопедия
- Концерты
- Персоналии
- Хит-парады
- Файлы
- Музыкальное оборудование
- Студийные наушники и микрофоны
- Для ценителей аналогового звука
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
- Обзоры музыкальных альбомов
- О музыке в жизни человека
- Музыкальный софт
- Акустические системы
- О музыке в жизни человека
Джазовая музыка – это само воплощение Америки. Ее суть – это коллективная импровизация. Музыканты должны угадывать действия своих коллег, дополнять и продолжать их мотивы. Джаз всегда расскажет вам какого это потерять свою любовь, напиться до потери сознания и проиграть все свое имущество в карты за один вечер.
В начале 19 века рабство в США было в самом разгаре. Отобрание от родных земель африканцы должны были привыкать к другой, европейской культуре. Во время работы на жарких хлопковых плантациях родился стиль спиричуэлс(spirituals) – религиозные песнопения в которых африканцы просили Бога помощи, благословения. Скорее всего вы видели примеры спиричуэлс в американских фильмах.
После отмены рабства толпы африканцев начали переселяться с плантаций в города. Ведущим в этом плане городом стал Новый Орлеан – тогдашний центр азарта похоти и работорговли. В скором времени он стал самым интернациональным городом США. Французы, немцы, евреи испанцы, африканцы, итальянцы, англичане варились в одном котле в трущобах Нового Орлеана, обмениваясь культурным опытом. В таком этнологическом разнообразии родился стиль рэгтайм(ragtime), который сочетал в себе европейские фольклорные напевы, марши, спиричуэлс. Он сразу же полюбился молодежи своими заводными настойчивыми и яркими мотивами.
Примерно в это же время Новый Орлеан познакомился с новым музыкальным стилем – блюз. В город продолжали стекаться бывшие рабы из дельты Миссисипи и привозили с собой в основном грустные напевы, придуманные во время работы на плантациях. Они рассказывали о тяжелой жизни африканцев в Америке, об их угнетенном положении и повсеместной дискриминации. Получив образование, те же люди, что и придумали блюз работая на плантациях, транспортировали его на духовые инструменты.
Именно благодаря сочетанию всех вышеперечисленных стилей и родился джаз. Но сначала он назывался «жасс» от жасминовых духов, которые якобы предпочитали Ново Орлеанские дамы легкого поведения. Однако со временем слово преобразовалось в уже привычный на вид, никто так и не может объяснить почему. Видимо, джазовые исполнители хотели избежать подобных ассоциаций. Есть мнение, что корни слова африканские и означает «задать жару» или «пришпорить», это и неудивительно ведь джаз отличался своей скоростью, что часто поражало слушателей.
Первой звездой джаза можно считать Бади Болдэна. Уже к 1906 году он был самым популярным черным музыкантом Нового Орлеана. Люди начали называть его «король Болдэн». Особенно популярным он был в Старевиле – местном квартале красных фонарей. Но за все приходиться платить. В скором времени он начал выпивать, пропускать концерты и бояться как-бы кто-то не затмил его славу. Ровно через полгода его мать вызвала к Болдэну полицию, боясь, что ее сын может совершить самоубийство. Бади Болдэну, создателю первого в мире джаз-оркестра, было не суждено играть дальше. Весь остаток своей жизни он провел в Джэксоне, в лечебнице для умалишённых.
26 февраля 1917 года джаз впервые был записан на пластинку. Группа “Original Dixieland Jazz Band” записала две свои самые популярные песни “One step” и “Livery stable blues”. Пластинка сразу стала хитом, продавшись четверть миллиона раз, что было гораздо больше, чем любая пластинка до этого. Отныне музыканты именовали себя родоначальниками джаза и отбыли на гастроли в Великобританию, где тоже стали сенсацией. К сожалению, через пару лет группа распалась.
В следующие года джаз распространялся по миру как лихорадка. После ввода «сухого закона» в США большинству баров пришлось закрыться. Но это не значит, что люди перестали пить. Даже наоборот, многие стали это делать больше и чащ чем прежде, лишь бы пойти наперекор этому глупому закону. Вся ночная жизнь переместилась в большое количество небольших подпольных кабаков. Конкуренция среди них росла, поэтому владельцы решили использовать музыку чтобы привлечь клиентов. И кто как не тысячи безработных джазистов-энтузиастов могли им в этом помочь?
Вся Америка помешалась на джазе. Тем ни менее он все еще казался просто новинкой. Он был смешной, необузданный, идеально подходил для танцев, но ничего более. Ему требовался настоящий гений чтобы превратить его из временного развлечения молодежи в настоящее искусство.
Таким человеком был Луи Армстронг. Он родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане. Его отец оставил семью, мать не была в состоянии содержать. Часто не было еды. В 7 лет он самостоятельно, занимаясь развозом угля проституткам, купил себе трубу в магазине поддержанных товаров. Потом самостоятельно научился на ней играть. Луи часто слушал джаз, однако его самым любимым исполнителем был Джон Оливер. Он был одним из самых популярных музыкантов Нового Орлеана. Армстронг часто заслушивался его мелодиями, а потом просил совета, как это нужно играть. Именно Джо Оливер имел на Луи наибольшее влияние. Позже он решил уехать в Чикаго, где основал свою группу, и оставил Армстронгу место в престижном ресторане. Луи сразу стал знаменитостью и ему посыпались приглашения на работу в другие города, но он всегда отказывался и говорил, что только Джо Оливер заставит его покинуть Новый Орлеан. Однажды, так и произошло. Армстронг отбыл из своего родного города в Чикаго, чтобы присоединиться к группе Джо Оливера. Там он пробыл два года и слава о его таланте расходилась по США.
В это время в Нью-Йорке восходила новая звезда Эдвард Эллингтон. Он родился в Вашингтоне в достаточно обеспеченной семье, учился в строгой школе, где ему привили этикет, чувство стиля. Как раз благодаря его аристократичному виду и повадкам его прозвали Дюком(герцогом). С детства он занимался фортепиано и любил джаз. Так что когда он вырос, основал свою группу и добился успеха в своем родном городе, однако его покорять новые миры. Поэтому он, вместе со своей группой переезжает в Гарлем – знаменитый черный район Нью-Йорка. Там он стал самым популярным черным музыкантом.
Через два года работы в группе Джо Оливера Луи Армстронгу поступает предложение, от которого он не смог отказаться. Дюк Эллингтон пригласил его в Нью-Йорк. Там он становиться известным на всю страну и изобретает свинг.
В дальнейшем в джазе появляются новые ответвления:
- Бибоп
- Биг-бенд
- Мейнстрим
- Страйд
- Кул-джаз
- Прогрессив
- Хард-боп
- Модальный
- Соул
- Джаз-фанк
- Фьюжн
- Смуз-джаз
- Стиль Канзас-сити
- Джаз Западного побережья
В целом джаз оказал невероятно сильное влияние не только на музыку 20-го века, но и на все общество. Он позволил людям стать более открытыми, беззаботными, оптимистичными. Можно сказать, что он, преодолев сегрегацию и консерватизм, создал из общества прошлого наше современное. В этом и есть его невероятное достижение.