-
Музыка
- Музыка
- Новости
- Интересное о музыке
- Музыкальная энциклопедия
- Концерты
- Персоналии
- Хит-парады
- Файлы
- Музыкальное оборудование
- Студийные наушники и микрофоны
- Для ценителей аналогового звука
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
- Обзоры музыкальных альбомов
- О музыке в жизни человека
- Музыкальный софт
- Акустические системы
- Для ценителей аналогового звука
Музыка... Как много в этом звуке… Или во множестве звуков, в невероятно большой комбинации звуков?
Непрерывный аналоговый сигнал, являющийся звуком, переносит бесконечное количество информации. Барабанная перепонка в ухе человека чувствительна исключительно к изменению давления, и волны давления воздуха легко измеримы специальным оборудованием, а полученные величины выражают в децибелах (дБ). Если с нижним порогом слышимости все понятно, он определен 0 дБ, то с верхним порогом ситуация сложней. Он зависит от длительности восприятия звуков. Поэтому есть вероятность лишиться слуха, нанеся вред слуховому аппарату, при 80 дБ, но повышение звука до 120 дБ будет воспринято без последствий.
Верхний порог музыкальных произведений в динамике достигает 90 дБ, но такой диапазон при записи на современные носители сохранению практически не подлежит. А искажения, которые вызываются искусственным сжатием (количество искажений зависит напрямую от силы сжатия), делают звук "плоским".
Частота периодических колебаний воздуха, формирующих звук, измеряется в герцах (Гц). Номинальный уровень слуха человека находится в диапазоне от 1020 Гц до 20000 Гц (20 кГц).
Частоты человеческого голоса и музыкальных инструментов охватывают больший диапазон, он достигает 60 кГц. Конечно, высших гармоник мы не слышим, но их восприятие и отображение в головном мозге позволяют достроить полное музыкальное событие. При отсутствии высших гармоник, информация, передаваемая музыкальным произведением, поступает в искаженном виде.
У компакт-дисков (CD) современных носителей информации, в том числе музыкальной, частотный диапазон ограничен 20 кГц. При цифровой обработке звука (для записи музыки на компакт-диск) теряется слишком много информации, так как сигналы, превышающие допустимый максимум, обрезаются. А при оцифровке пиков музыкального сигнала (которые могут более чем на 10 дБ превышать среднюю амплитуду) чаще всего значительно занижается общий сигнал, и теряются сигналы среднего уровня. Или используются дополнительные электронные устройства, корректирующие пики в динамике, но вносящие в музыкальную запись шумы, которые окончательно убрать каким-либо образом невозможно.
Виниловая пластинка (грампластинка) таких недостатков не имеет. Это аналоговый носитель информации — диск, на сторонах которого механически нанесена непрерывная извилистая дорожка (канавка), глубина и ширина которых модулированы звуковой волной. Аналоговые записи на виниловых пластинках «доцифрового» периода сопоставимых по качеству копий на компакт-дисках не имеют, именно поэтому все больше людей возвращаются к аналоговому звуку, и проигрыватель виниловых пластинок становится важной составляющей домашней аппаратуры.
Производители массовой продукции, переставшие было выпускать виниловые проигрыватели, вновь возобновили их производство. В настоящее время проигрыватели винила являются неотъемлемой составляющей Hi-Fi-техники и High-End-систем.
У отдельной категории меломанов бытует мнение, что «золотой период» производства виниловых проигрывателей приходится на 7080 годы прошлого века. И аппаратуру для прослушивания аналогового звука они собирают самостоятельно, выбирая в качестве вспомогательной литературы печатные издания того времени, справедливо полагая, что с тех времен в «вертушках» мало что изменилось. Однако, выбор современного проигрывателя является делом непростым для человека малознакомого или не знакомого вовсе с устройством этой техники.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на «весовую категорию». Чем массивнее диск (диск-моховик), используемый в качестве стола для пластинок, тем стабильнее и плавнее будет частота его вращения. Таким образом, одним из показателей качества работы проигрывателя является его вес, который должен быть не менее 10 килограмм.
Привод (электромотор, вращающий диски с заданной скоростью) обязательно должен обладать возможностью блокировки стабилизатора скорости. Нередко его (привод) выносят за пределы стола, заменяя несколькими маломощными двигателями для минимизации колебаний угловой скорости вращения.
Тонарм одна из важнейших составляющих винилового проигрывателя. Это достаточно сложное механическое устройство, основная задача которого точно перемещать иглу в головке звукоснимателя по всей площади пластинки вдоль ее радиуса, сохраняя одинаковое давление на пластинку от начала до конца, чутко реагируя на неровности. Поддерживая контакт иглы с обеими сторонами дорожки (канавки), он никоим образом не должен влиять на ее колебания. Тонарм из углепластика, крепящийся на плавающем шасси, улучшит качество звука и значительно снизит уровень вибраций.
При выборе проигрывателя следует также учитывать, что не каждая «вертушка» имеет в комплекте головку звукоснимателя. При ее отсутствии, этот элемент приобретается отдельно и устанавливается самостоятельно. Иглы в настоящее время представлены в широком ассортименте. Наибольшей популярностью обладают сравнительно недорогие сферические иглы. Но их использование часто приводит к искажениям, так как они не способны полностью снять информацию за счет деформирования пластинки на отрезках высокого уровня записи. Эллиптические и гиперэллиптические иглы находятся в более дорогой ценовой категории, но их использование позволяет услышать звук в более полном объеме, не искажая информацию музыкального события за счет большей площади контакта. Стоит отметить, что не стоит использовать головку звукоснимателя уже бывшую в употреблении на любом другом проигрывателе. Поверхность иглы, использованной хоть раз, имеет износ, часто незаметный для невооруженного глаза. Воспроизвести ее установку на тонарм идеально схожую с предыдущей установкой невозможно. А в этом случае неизбежны большие потери качества воспроизводимой записи.
И напоследок замечу, ожидание от музыки с виниловой пластинки «теплого и мягкого» звучания частенько приводит к разочарованию. Ничего общего со стереотипной «тепломягкостью» в аналоговом звуке нет. Услышать «живой звук винила», ощутить его отличие от цифры можно только душой.
Автор: cathleen (Екатерина)