Хавьер Перес - Глава Mastercard Europe
- Хавьер, два года назад вы назвали российский рынок ключевым для Mastercard. Тогда объем эмиссии вашей платежной системы был схож с показателями основного конкурента – Visa. С тех пор никаких цифр по итогам работы от Mastercard не было. Каковы последние данные?
– Мы не даем их вам, поскольку сами ими не располагаем. Если серьезно, то, согласно требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), мы не можем обнародовать какие-либо цифры по каждой отдельной стране, где присутствуем. Эти правила распространяются на нас с того момента, как Mastercard решила стать публичной компанией (размещение акций состоялось в мае 2006 года – «Ф.»).
Следовать указаниям SEC и обнародовать данные по каждому из регионов нам мешает, в частности, то, что не везде мы уверены в качестве предоставляемой информации, где-то не хватает полноты имеющихся сведений. Если же попытаться обойтись без цифр, то могу сказать, что Россия находится в фокусе нашего пристального внимания, ведь российский рынок пластика развивается крайне успешно. И это позволило нам еще два года назад принять важное стратегическое решение – сделать Россию одним из двух приоритетных рынков Mastercard.
- Какая же вторая страна? И что именно обеспечивает звание приоритетного рынка?
– Согласно опять же внутренним правилам, я не могу назвать вторую. Приоритет – значит, что именно в Россию Mastercard сейчас инвестирует свои основные свободные ресурсы. По нашему мнению, сейчас это самый перспективный рынок для развития безналичных платежей. Наша платежная система уже растет здесь намного активнее, чем в любой другой стране Европы по всем основным параметрам, в частности по темпам эмиссии, оборотам, количеству точек приема. Рост нам обеспечивает ряд факторов: Россия – крупная страна с образованным населением, со стабильной экономикой и открытым рынком. В Китае, например, столь необходимой для нас открытости еще нет. Там правительство страны основало процессинговую компанию China Union Pay и обеспечило ей эксклюзивные права на рынке платежных систем. Из-за этого китайские банки не могут свободно конкурировать на рынке пластика.
Можно сказать, что еще вчера нашим рынком были США, завтра, возможно, будет Китай, а Россия – это наше сегодня.
- Но в кошельке у среднего американца восемь карт разных платежных систем. Вы хотите сказать, что у россиян скоро будет столько же? При каких условиях наш рынок тоже можно будем назвать развитым?
– Вопрос о развитости рынка очень интересный и очень непростой. Возьмем, например, Японию. Это, несомненно, очень развитый рынок безналичных расчетов. Все знают: Япония – страна с развитой экономикой, образованным населением, сильной инфраструктурой и т. д. Но в среднем у японцев меньше одной карты. Почему? В стране сильны традиции, и одна из них – культура использования наличных. Кроме того, там большой процент пожилого населения. В США на одного жителя страны приходится восемь карт, и это, кстати, самый высокий показатель в мире. Теперь давайте посмотрим на Европу. Возьмем Великобританию – самый развитый сейчас европейский рынок карт, где пластик больше в ходу, чем наличные. В этой стране на одного жителя приходится пять карт. В континентальной Европе этот показатель еще меньше – не более двух. В Германии активность пластика еще ниже: каждый немец имеет карту Maestro, но редко ее использует.
Где же этот зрелый рынок с активным использованием карт? Я думаю, искать его нужно в активно растущих молодых странах, где аппетит к пластику высок, равно как и доля образованного молодого населения. То есть там, где наблюдается правильное соотношение между количеством выпущенного на каждого жителя пластика и активностью использования карт. Я верю, что этот правильный баланс уже формируется в России. Через три-пять лет именно Россия может стать самым развитым рынком пластиковых карт в Европе.
- Недавно московский офис Mastercard покинул Андрей Королев, возглавлявший его с момента прихода платежной системы в Россию. Насколько велика для вас эта потеря и ожидаете ли вы в связи с этим замедления темпов роста?
– Андрей провел фантастическую работу. Он вывел Mastercard на лидирующие позиции и собрал первоклассную команду. Благодаря этому сейчас за результаты работы нашего представительства в России мы совершенно спокойны. Уход Андрея – непростой, но предсказуемый шаг. Он принял это решение после десяти лет работы в Mastercard.
- Вы уже решили, кто возглавит регион после него?
– Еще нет. Но мы не торопимся, поскольку нам важно найти сильного менеджера. Офисом сейчас руководит Илья Рябый. Он проработал десять лет в Mastercard Europe, а в последние годы был заместителем Андрея. Вообще политика Mastercard – назначать местных специалистов на должность главы представительства. Я думаю, что Илья Рябый в полной мере отвечает нашим требованиям.
- Вы долго работали в Латинской Америке и Карибском регионе и достигли там высоких результатов. Есть ли сходства между, скажем, бразильским рынком пятилетней давности и российским сейчас? Можете ли вы провести параллель между двумя этими странами?
– Найти общее между ними очень сложно. У Бразилии, в отличие от России, много проблем. Я не буду напоминать вам, что Сбербанк имеет более 20 тыс. точек присутствия, да и «Почта России», через которую российские кредитные учреждения уже предлагают свои финансовые услуги, собирается более активно развивать финансовое направление. А ведь у нее 40 тыс. офисов по стране. Ничего похожего в Бразилии нет. Как нет и других привычных для россиян вещей: хорошего образования, развитой инфраструктуры – транспорта, дорог, систем коммуникаций. Из-за этого для 50% бразильцев банковские услуги недоступны. Что касается России, то, хотя у меня нет точных сведений, я уверен, что этот показатель не выше 10%. Поэтому, на мой взгляд, нельзя сравнивать два этих рынка. Россия – это Европа, а Бразилия – нет.
- Mastercard обещает расти быстрее рынка финансовых услуг в ближайшие пять лет даже при условии замедления экономики США. Верно ли, что основную долю вашего оборота и прибыли вам приносят развивающиеся рынки?
– К сожалению, я снова не могу назвать цифры. Но без них скажу, – крупнейший вклад в рост мировых оборотов Mastercard приносит сейчас Россия. Высоко влияние вашего рынка и на показатели Mastercard в Европе, где платежная система занимает лидирующие позиции. Однако основные доходы в Европе приносят нам сейчас три страны – Франция, Германия и Великобритания. В тройку лидеров, как я уже сказал, совершенно точно через три-пять лет войдет и Россия.
- IPO Mastercard состоялось на год раньше, чем у Visa. Обеспечило ли это вашей компании какие-либо преимущества?
– У нас были разные размещения. Visa проводила IPO лишь части своего бизнеса, а именно компании Visa International. Покупая такие бумаги, вы инвестируете лишь в часть этой платежной системы, которая не покрывает Европу (ею занимается Visa Europe – «Ф.»). Mastercard, напротив, проводил размещение бумаг глобальной компании. Я считаю, что это обеспечило нам множество преимуществ. Когда человек с картой путешествует, он ездит по всему миру. Будучи глобальной компанией, проще обеспечивать ему более высокий сервис и делать это быстрее и дешевле. Ведь у нас на вооружении больше опыта и технологий из разных частей мира.
- Акции Mastercard выросли с момента IPO в шесть раз. Вы их покупали во время размещения?
– Я потратил каждый пенни, каждый цент, каждый... Т.е. все свои сбережения во всех валютах, которые у меня были. Это лучшее решение, которое я принял в своей жизни.
- Это не шутка? Каким пакетом акций вы сейчас владеете?
– Разумеется, я не шучу. Но, к сожалению, раскрыть вам величину имеющегося у меня пакета не могу.
20.08.2008
Источник: bankir.ru