«Peugeot» (или «Пежо») — французская корпорация, один из наиболее крупных производителей автомобилей. Специализируется на выпуске двигателей, велосипедов, мотоциклов, спортивных, гоночных и легковых автомобилей.
Начало корпорации положило семейное дело инженеров и капиталистов Пежо, чей род восходит к XV в.. И до сего времени представители семьи являются руководителями компании.
Автомобильный бизнес начался в XIX веке, когда семейная фирма «Братья и сыновья Пежо» занималась производством и продажей скобяного товара, велосипедов, запасных частей для экипажей. Тогда (в 1889 году) Леон Серполле сконструировал для предприятия автомобиль на паровом ходу, который участвовал в автопробеге от Парижа до Лиона. В тот момент семейную фирму возглавлял Арман Пежо.
Эмиль Левассор, друг Армана и французский первопроходец в деле конструирования автомобилей, познакомил его с Даймлером, автором бензинового двигателя. В 1891 году автомобиль, работающий на бензине, предстал перед изумленной публикой.
Справедливости ради заметим, что данная машина ничем выдающимся не отличалась, но все же это был успех. И 1892 год ознаменовался созданием десятка разнообразных автомобилей. Один из них, кстати, принял участие в пробеге от Парижа до Бреста и обратно. Настоящая слава семьи Пежо начинается именно в этот день.
В этом же году семья трудится над созданием машины с четырехцилиндровым двигателем и отлитым из серебра кузовом. Такой автомобиль готовили по заказу бея из Алжира. Этот образец автомобилестроения является уникальным, а потому хранится в музее концерна.
Кстати, творение Пежо участвовало в так называемом «великом» пробеге 22 июля 1984 г. Дистанцию Париж — Руан модель прошла отлично, уступив лишь паровому поезду с красивым названием «Де Дион-Бутон».
Автомобилестроение не стоит на месте. Более семидесяти машин продается фирмой в 1895 году. А в 1899 — около трехсот.
Создание фирмы по производству и продаже авто приходится на 1896 год. Она стала называться как «Общество автомобилей Пежо».
Начало XX в. — пора стремлений к простоте и доступности. Именно эти принципы учитывает фирма «Пежо» при создании автомобиля «Bebe Peugeot», или «Малышка Пежо». Машина, подходящая для города, надежная и недорогая, стала детищем Э. Бугатти — специально приглашенного передового дизайнера и талантливого инженера. Эта модель станет поистине народной маркой.
Наряду с удовлетворением потребностей рядовых французов Пежо не забывают и о том, что принесло им славу. Речь идет о гоночных и рекордных машинах. Так, рекордом начала века была скорость 187 км/ч. Ее была способна развить машина «Peugeot Goux», сконструированная в 1913 году.
Известно, что автором конвейерной сборки является Э. Тейлор. «Пежо» покупает право на пользование способом у инженера и становится пионером такой сборки во Франции.
Арман Пежо умирает в 1915 году. Но работа не остановилась. Семья продолжает выпускать доступные автомобили вплоть до конца Первой мировой войны и еще несколько послевоенных лет. В это время потребителю предлагают модель «Peugeot Quadrilette», ласково называемую «Квадрилеттой».
Не обходит «Пежо» вниманием и более зажиточных европейцев. Для них создаются седаны с мощным двигателем. Удача и здесь не покидает семью, поскольку они продумывают все: и пути сбыта автомобилей, и финансовые расчеты. Не удивительно, что «Пежо» берет под свое крыло фирмы «Bellanger» («Белланжер») и уже известный читателю «De Dion-Bouton» («Де Дион-Бутон»).
Четкая расстановка сил и продуманность каждого пункта автомобилестроения помогает «Пежо» оставаться на плаву и во время «великой депрессии». Для этого производили седаны «Peugeot 402» — доступные среднему классу населения Европы, но отлично скомплектованные.
Вторая мировая война принесла изменения: фирма «Пежо» заработала под управлением «Фольксвагена».
Выпуск «народных» малолитражек продолжался до 60-х гг. XX века, поскольку таковыми были требования европейских стран. Далее «Пежо» работает над выпуском моделей для состоятельных потребителей совместно с известных дизайнером кузовов Паоло Пининфарино. В 1963 году модель «Peugeot 403» была выпущена в количестве одного миллиона.
Далее история компании идет по пути объединения технических возможностей нескольких фирм.
Так, 1966 стал годом подписания договора с «Рено» и «Вольво». 1974 — «Пежо», «Ситроен» и «Панар Левассор» (тогда подразделение, а сегодня — производитель бронированных машин). «Крайслер Европа» присоединяется к ним в 1978 году, чтобы стать производителем легковых автомобилей и грузовиков «Толбот». Несмотря на такие объединения «Пежо» продолжает выпускать отличные велосипеды и мотоциклы.
На сегодняшний день представительства «Пежо» есть в каждой стране. Штаб-квартира компании располагается в Париже. Активно выпускаются малолитражки, которые позволили фирме стать известной. Не забывают и о гурманах в области автомобилей. Для них созданы модели «Peugeot 406», «Xantia», «Citroen Berlingo» — образцы вкуса и интеллектуальности.
1999-2000 гг. — период роста популярности «Пежо». В это время доля автомобилей компании на рынке увеличилась на 10%.
Начало XXI века ознаменовалось выпуском таких оригинальных машин, как хэтчбек «Promethee» (гольф-класс), «Peugeot CC 206» (купе, трансформирующееся в кабриолет и наоборот).
В настоящее время наибольшим спросом пользуются модели «Peugeot 206», «Peugeot 307», а также их модификации — 206 SW, 307 SW, Peugeot 807.