Почти у всех народов мира с разными религиозными убеждениями есть одна общая идея - это вера в жизнь после смерти. И это не удивительно. Ведь в человеке на генетическом уровне заложен страх перед смертью, а жизнь так прекрасна, но скоротечна.
За свою столь короткую жизнь вряд ли успеешь сделать все задуманное, воплотить мечты, насладиться общением с любимыми и интересными людьми, поэтому то человек и мечтает о бессмертии. Разные религии остаются одинаково убеждают нас в том, что тело всего лишь хрупкая оболочка, в которую заключена душа. Когда же у души заканчивается срок земного существования, она покидает тело и навечно переселяется в другое миры. И в зависимости от деяний человека при жизни, душа может попасть в рай - мир полный блаженства, радости и покоя, или же в ад, где душе предстоят вечные муки и страдания.

2_prev.jpg

У разных религий свои трактовки рая и ада. В мифологи древних греков нередко встречаются упоминание о некоем  чудесном месте пребывания человека после смерти -  Елисейские поля, то же что и Элизизум.  Становится интересно, что такое Элизиум, и отличается ли он принятого понимания  в христианстве?  В легендах Древней Греции такого разделения на рай и ад не предполагалось.  Значение слова Элизиум связывают с упоминанием некоего сказочного места, спрятанного в недрах Земли. Легенды греческого народа повествуют, что  все умерших, будь то добрый человек и злодей, следовали в подземелье, где правил повелитель Аид. Получается, что Элизий - это такое же желанное место для пребывания умерших душ  греков, что и рай для христиан, только находится он глубоко под землей, а не на небесах.
В мифологии о Элизиуме говорится о трех уровнях подземного царства. На промежуточном уровне душа направлялась в  Элизиум, либо в Тартар. На первом душа в забвении бродила по лугам, усыпанным цветами асфоделя. Это место считалось своего рода чистилищем, где в тишине и покоя, души умерших долго и бесцельно скитались меж цветов и опавших деревьев.

3_prev.jpg

После наступления полного забвения, предполагалось, что душа праведника направлялась в рай древнегреческой мифологии, где не было ни печали, ни страдания, ни болезней. Понятно, что все герои греческих мифологий попадали в пасторальный рай Элизиум. Получается, что Элизиум –это рай в древнегреческой мифологии противопоставляющийся Тартару, месте предназначенном для грешников. Тартар находился в глубокой пропасти Аида, к тоже был опоясан огненной рекой, где муки и страдания, попавших туда длились вечно. Туда попадали самые ужасные преступники, чтобы до скончания веков отбывать наказание в одиночестве, ужасающем холоде и бесконечном страхе.
Неизвестность всегда пугала человека. Мысль о том, что навеки попадаешь во власть жестокого повелителя царства мертвых, навевала страх. Царя Аида не любили и боялись, а имя старались даже не произносить. Поэтому в легендах есть упоминания о побегах героев, из владений грозного царя и какова была цена таких попыток.
Первых из смельчаков, попытавшихся выбраться из владений повелителя царства мертвых был Сизиф, который для начала уговорил жену не хоронить его после смерти. Попав же в царство к Аиду, убедил его жену отпустить его на время в мир живых, чтобы заставить жену устроить ему похороны, да так и не вернулся. Узнав о такой проделке, Аид без промедлений вернул беглеца в Тартар, где обязал его ежедневно подымать на высокую гору тяжелый камень, а потом бессильно наблюдать, как тот снова летит вниз.
В другом известном мифе герой, голосистый Орфей попытался вызволить свою Эвридику, умершую от укуса змеи. Пробравший в царство жестокого повелителя, смог убедить жестокого повелителя отпустить его невесту, разжалобив пением о своей несчастной любви. К сожалению, герой не смог выполнить условия царя дойти без оглядки назад на протяжении всего обратного пути. Единожды обернувшись, чтобы проверить, а не отстали ли его любимая, Орфей потерял ее навеки. И пришлось бедному артисту до конца своих дней неприкаянным ходить среди людей и петь о своей потерянной любви. Интересен тот факт, что древние греки свято верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют найденные таблички и золотые монетки при раскопках. Во время захоронения эти вещи клались рот умершего. На них можно увидеть выгравированные тексты, где упоминается имя бога мертвых и объяснение, как отыскать его царство, какие ступени нужно пройти душе, чтобы оказаться в Элизиуме. Археологи предполагают, что это был своего рода пропуск в царство Аида, созданный после возвращения Орфея в мир живых. Он же и поведал людям в своих песнях об устройстве Аида и его обитателях.
Упоминания о блаженном месте для обитания душ усопших нашли и в географических названиях поверхностей Марса. Итальянский астроном XIX века Джованни Скиапарелли, наблюдая за марсианским рельефом, попытался составить карту этой планеты, отмечая темные и светлые детали поверхности. Видимо, христианские представления о рае, место, куда душа благочестивого человека устремляется после смерти, дала идею назвать светлые детали на поверхности Марса Элизиями. Так, благодаря ученому на карте этой планеты появился свой Элизий: горы, равнины, нагорье, каньон, уступ, цепочка кратеров.
Тема проникновения живых в царство мертвых интересна и нашим современникам.
В мире музыки российская рок-группа «Элизий» из Новгорода, исполняет композиции в смешанном стиле, основанном на панк-роке, регги. А знаменитые группы Pet Shop Boys и Stratovarius в свое время выпустили альбомы под аналогичным названием.
Кинематограф тоже не остался в стороне. Фильмы под названием «Элизий» были сняты венгерскими, южнокорейскими, российскими мастерами кино. Фантастический фильм производства США «Элизий - рай не на Земле», вышедший в кинопрокат в 2013 году, повествует о трудных временах землян в далеком будущем, когда планета перенаселена, человечество страдает от болезней и войн. В это время избранные членов общества отправляются жить космической станции «Элизий». Главный герой, рискуя, своей жизнью, борется за равные условия существования для всех жителей Земли. В конечном итоге, справедливость восстановлено. Для любителей фантастики и спецэффектов и фильм пришелся по душе.
Русский писатель Александр Андерсон написал сказку «Элизий», но предназначается она для взрослых и считается по версии издательства Росмен является самой загадочной книгой 2014 года. Стало интересно почему - обязательно прочтите эту книгу.
Этим красивым словом частенько оперируют создатели компьютерных программ, называя им космические корабли, фантастические места, звездные системы.
В любом случае, наверное, каждому человеку, хочется иметь свой Элизий, и не только в фантазиях и в мечтах.
(0 голосов)