Фокус-группа

ФОКУС-ГРУППА
ФОКУС-ГРУППА - фокусированное интервью, которое проводится не с одним информантом, а с группой.

ECG - расширенные креативные фокус-группы, включающие в себя:
- интуитивные ситуации;
- рисуночные тесты;
- ролевые игры.
E - extensive (расширенный)
С - creative (креативный)
G - group (группа)
Метод фокус-группы предназначен для:
  • выявления и ограничения целевой аудитории;
  • позиционирования базисного субъекта PR;
  • опробации коммуникационных сообщений на целевых аудиториях;
  • тестирования и обработки креативных концепций
  • оценки эффективности PR-кампаний;
  • отработки инструментария для сбора информации другиими методами;
Фокус-группа должна проводиться в технически оборудованном помещении (наличие камер, микрофонов и т.д.).
Аудитория фокус-групп делится на две категории - модератор (ведущий) и целевая общественность (участники дискуссии).

Технология проведения фокус-группы:
1) Состав фокус-группы.
Рукомендуемое количество участников фокус-группы - 8-10 человек.
Правила подбора участников:
* Группа должна быть однородной по социальному статусу, в комуникативной и интеллектуальном отношении (неоднородность разрушает группу). Однородности группы так же способствуют одинаковый возраст и образование участников.
* Группа не должна быть гомогенной по ценностям, установкам, вкусовым пристрастиям (т.е. идентичной, одинаковой).
* Группа должна состоять из незнакомых людей.

2) Управление групповой дискуссией.
Для управления дискуссией, модератор должен обладать хорошими коммуникативными навыками, компетентностью в обсуждаемом вопросе, занимать нейтральную позицию в обсуждаемой проблнме и объективно оценивать высказывания и мнения участников.
Модератор осуществляет следующие функции:
* Динамично ведет дискуссию, давая возможность высказвания своего мнения каждому участнику;
* Должен уметь не навязывать своего мнения;
* Сглаживает активность лидеров и стимулирует аутсайдеров;
* Чётко формулирует мнение и позицию каждого для дальнейшего обсуждения;
* Пресекает попытки увести дискуссию в сторону от обсуждаемой проблемы;
* Следит, чтобы в группе не возникало конфликтных ситуаций.

3) Сценарий фокус-группы.
Модератор проводит фокус-группу по специальному сценарию - гайду.
Структура сценария:
* Введение
   Введение содержит в себе приветствие ведущего, его представление, постановка целей и задач дискуссии.
* Представление участников и объяснение правил дискуссии.
* Вводные вопросы или стимульные PR-материалы, задающие направление обсуждению.
* Вопросы, направленные на выявление мнений других людей или большинства.
* Заключительные вопросы партнерам фокус-группы или самому модератору о проведенной дискуссии.
   Рекомендуется обсуждать не более 5 базовых вопросов.
В структуре сценария выделяют два основных уровня:
  • базовые вопросы, выносимые на обсуждение;
  • более конкретные вопросы, которые более точно позволяют вести дискуссию и стимулировать высказывания участников.
4) Запись фокус-группы.
Весь ход дискусси записывается на специальный носитель - лучше всего, несколько видео-камер, снимающих с нескольких точек (ракурсов).
Предпочтительней проводить фокус-группы в специальной фокус-студии.

5) Время проведения фокус-группы.
Рекомендуемая продолжительность фокус-группы от 1,5 до 2,5 часов.

6) Анализ результатов исследования.
Анализ полученной в результате проведения фокус-группы информации производится после расшифровки записей на основании опсания интерпритации индивидуальных и групповых, вербальных и невербальных реакций аудитории.

7) Количество фокус-групп.
Для получения более устойчивого решения поставленной задачи, с каждым конкретным типом аудитории необходимо провести 3-4 фокус-группы.