новорожденный

новорождённый

После появления ребёнка на свет детский врач производят его осмотр и осуществляют следующие процедуры: · очищение дыхательных путей малыша от слизи путем отсасывания через нос · зажим и обрезание пуповины (наложение мази с антибиотиком) · осмотр плаценты · проверка состояния ребенка по шкале Апгар (рейтинг состояния ребенка через 1 и 5 минут после рождения) · закапывание глазных капель (раствор азотнокислого серебра или антибиотик) для предупреждения попадания гонококковой инфекции в глаза · констатирование выделений мочи и кала для определения нарушения экскреции · инъекция витамина К для улучшения свертываемости крови ребенка; · взвешивание ребенка (средний вес составляет 3,4 кг) · измерение роста ребенка (средний рост - 50 см) · измерение окружности головы (нормой считается окружность головы от 32,8 до 37,3 см) · забор крови из пятки для проведения анализа на фенилкетонурию и гипотиреоз; из пуповины - для определения резус-фактора · анализ крови для определения уровня сахара · определение гестационного возраста (время, проведенное в утробе) для недоношенных детей · осмотр внутренних органов (почки, печень и селезенка) с помощью прощупывания · проверка рефлексов новорожденного · осмотр суставов (особенно тазобедренные) · проверка слух. Период новорожденности составляет всего 28 суток. Но за эти происходит большое количество важных событий в жизни ребенка. И для медицинского наблюдения новорожденных детей существует специальный врач — неонатолог. Врач следит за развитием ребёнка и оценивает его состояние по разным показателям. · Поза. Новорожденный ребенок принимает так называемую эмбриональную позу: голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Положенный на спину на ровную горизонтальную поверхность ребенок может принимать и «позу фехтовальщика» - голова повернута набок, руки и ноги с одной стороны вытянуты, с противоположной - поджаты. · Выражение лица. Для здорового новорожденного характерно спокойное выражение лица, живая мимика. При патологических состояниях у ребенка может появиться: недовольное, беспокойное, болезненное, маскообразное выражения лица. · Крик. При осмотре ребёнок издаёт громкий, эмоциональный крик — это нормальная реакция. Слабый крик или его отсутствие является признаком нарушений в организме малыша. Раздраженный, монотонный крик характерен для неврологических заболеваний. Неонатолог оценивает также длительность и силу крика. У здорового ребенка эти два показателя адекватны силе раздражителя. · Цвет кожи. Здоровый ребенок в первые минуты после рождения имеет синюшный цвет кожи (цианоз) вокруг рта, рук и ног, кистей и стоп. Через несколько часов после рождения ребенка его кожа приобретает ярко-красный оттенок. На третьи сутки жизни у 60–70% детей кожа приобретает желтушный оттенок в результате появления физиологической желтухи новорожденного, которая постепенно проходит к 10–14 дню жизни. Патологическими считаются изменения цвета кожи: синюшность лица, бледность кожи, сероватый оттенок, ранняя или, наоборот, поздняя желтушность. Неонатолог также обращает внимание на состояние волос, ногтей и пушковых волос (лануго) малыша. · Запах. Новорожденный ребёнок имеет характерный запах, и его изменение может свидетельствовать о наличии каких-либо заболеваний. · Установка кистей и стоп. Оценка этого показателя важна для диагностики неврологической патологии и заболеваний опорно-двигательного аппарата. · Положение головы. При резком приведении головы к плечу, необходимо исключать патологию грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящую к кривошее. · Пропорции тела. Для новорожденных характерны особые соотношения массы тела, роста, окружности груди и головы. Их нарушение говорит о непропорциональном развитии и требует выяснения причин патологии. Помимо внешнего осмотра ребенка неонатолог оценивает состояние внутренних органов малыша, пользуясь для этого тремя основными приемами: перкуссия, пальпация и аускультация. Перкуссия — это метод обследования внутренних органов с помощью простукивания, основанный на способности органов с различной структурой по-разному отражать звук. С помощью этого метода врач может определить примерные размеры органа. Информацию о размере и положении органов даёт метод пальпации —ощупывание. Этот метод используется для обследования органов брюшной полости — кишечника, печени, селезенки, почек, а также для оценки состояния лимфатических узлов, сосудов, подкожно-жировой клетчатки. Для прослушивания внутренних звуков и шумов используется аускультация — способ для диагностики работы сердца и легких. · Сначала врач оценивает состояние органов брюшной полости: печени, селезенки, почек, кишечника. Осмотр органов брюшной полости может затрудняться при негативной реакции малыша на осмотр, вздутии кишечника, болях в животе, срыгивании. · При осмотре органов сердечно-сосудистой системы неонатолог оценивает частоту сердечных сокращений, размеры сердца, характер сердечных тонов, наличие шумов в сердце. Благодаря такому осмотру врожденные пороки сердца диагностируются на ранней стадии. · При диагностике органов дыхательной системы проводится описание формы грудной клетки, состояние легких и исключается легочная патология (например, аспирация околоплодных вод во время рождения). · При анализе состояния желудочно-кишечного тракта врач уточняет информацию о срыгиваниях, характере и частоте стула новорожденного. · Диагностика органов мочевыделения и половой системы включает изучение ритма и объема мочеиспусканий, внешний вид наружных половых органов. · Диагностика опорно-двигательного аппарата имеет очень большое значение. Неонатолог особенно обращает внимание на два момента: целостность ключиц, которые нередко повреждаются в родах в момент выведения плечиков, и разведение ног в тазобедренных суставах. Неполное разведение ног в тазобедренных суставах или выявление симптома «щелчка» являются симптомами, характерными для дисплазии тазобедренных суставов — состояния при котором головка бедренной кости неправильно входит в вертлюжную впадину тазовой кости, что в дальнейшем приводит к значительному нарушению походки. Очень важно выявить дисплазию тазобедренных суставов на первом месяце жизни ребенка, когда она легко лечится консервативными методами, потому что при обнаружении этой патологии в более старшем возрасте потребуется оперативное лечение. Деятельность нервной системы малыша также подлежит анализу и диагностике. При этом проводят: · Анализ реакции на раздражители. У здоровых новорожденных повторяются циклы «сон — бодрствование» с поочередной сменой сна (50 минут — 2 часа) и бодрствования (10–30 минут). Во время бодрствования ребенок активно реагирует на световые и звуковые раздражители. В ответ на яркий свет он смыкает веки, зажмуривает глаза и нередко отклоняет голову назад. В ответ на резкий звук ребёнок мигает, двигает конечностями, изменяет ритм дыхания или сердечной деятельности. · Осмотр головы. У детей после родов могут отмечаться родовой отек и кефалогематома — кровоизлияние между наружной поверхностью костей черепа и покрывающей их надкостницей. Эти состояния встречаются очень часто и угрозы для здоровья не представляют. Во время осмотра головы врач также оценивает швы и роднички — незаращения костей черепа, которые в старшем возрасте прорастают хрящевой тканью. Состояние швов и родничков может многое рассказать врачу о том, как протекали роды или о наличии признаков повышенного внутричерепного давления у ребенка. · Диагностику мышечного тонуса. У новорожденного тонус мышц оценивается в покое и при изменении положения тела. Может наблюдаться повышение тонуса, его понижение или дистония — неодинаковый тонус в разных группах мышц или в разных половинах тела. · Анализ двигательной активности. Оценивается количество, качество и симметричность движений ребенка. · Диагностику безусловных (врожденных) рефлексов новорожденных. Эти рефлексы помогают ребенку быстрее адаптироваться к внешней среде. Выделяют следующие рефлексы: поисковый рефлекс — при раздражении кожи вокруг рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя. Этот рефлекс помогает ребенку найти сосок матери; ладонно-ротовой рефлекс — при нажатии на ладонь ребенка в области большого пальца малыш открывает рот; защитный рефлекс — при положении на животе ребенок поворачивает голову набок (рефлекс не даст ребенку задохнуться, если его положат спать на живот); хватательный рефлекс — при нажатии на ладонь (или вкладывании в ладонь малыша пальца взрослого человека) ребенок сжимает пальцы в кулак; рефлекс Моро — при сильном звуке, хлопке или быстром прикосновении к кистям рук малыша, ребенок разводит руки в стороны (1 фаза), а затем скрещивает их на груди (2 фаза); рефлекс опоры — при прикосновении подошв с поверхностью пеленального столика у малыша происходит небольшое сгибание ножек с последующим их выпрямлением с опорой на стопу. рефлекс автоматической ходьбы — если в момент выполнения рефлекса опоры, ребенка слегка наклонить вперед, то он будет перебирать ножками, выполняя шаговые движения. рефлекс Бабинского — рефлекс, который обнаруживается не у всех новорожденных и иногда встречается в старшем возрасте при неврологических заболеваниях — при штриховом раздражении поверхности стопы происходит веерообразное расхождение пальцев стопы и сгибание большого пальца. Все перечисленные обследования может провести только врач-профессионал, поэтому нанести визит неонатологу должна каждая, любящая своего ребёнка.