- Психология
- Разделы психологии
- Психология развития
Найти компромисс между бытовыми хлопотами, общением с близкими, работой и собственными интересами — сложно. Основная дилемма современной женщины сводится к тому, как все успевать по дому и на работе. Но, опыт показывает, что организовать себя под силу каждому. Приняв ответственность за свой выбор, человек делает первый шаг к порядку, свободе от рутины и контролю над жизнью.
В России нет такой профессии – домохозяйка. Про тех, кто не ходит на работу, говорят: "Сидит дома". Ключевое слово здесь – "сидит". "Скорее уж как белка в колесе", — справедливо возмутятся женщины, которым по разным причинам какой-то период доводилось не ходить на работу. Неизвестно кому приходится тяжелее - тем, кто занят только домом и детьми, или тем, кто совмещает это с официальной работой. В первом случае страдает самооценка женщины. Практически не учитывается тот факт, что трудно следить за домом с грудным ребенком или когда два или три ребенка. Труд домохозяйки существенно обесценивается в глазах окружающих, работой не считается и априори она должна много успевать по дому. Ведь главный критерий работающего человека - наличие заработной платы. Также очень трудно, совмещать самореализацию, дом и заботу о детях, если работаешь. Какая-то из сфер периодически страдает, а женщине приходится делать нелегкий выбор.
Любые методы будут работать при наличии такой черты характера, как последовательность. Для ее развития существуют некоторые приемы. Как сделать именно сейчас, то, что нужно, пусть и не хочется, и повторять это изо дня в день? Начинать надо с малого, а далее использовать силу инерции. Разбив трудоемкий процесс на этапы, приступают к одному из них, а после, нередко, переходят к следующему. Здесь работает правило — "глаза боятся, а руки делают".
Техника "якоря" способствует трудному начинанию. "Якорь" это ритуал, выполняемый перед началом работы. Им может быть определенная музыка, любимый журнал, чашка кофе или чая.
Разумное управление временем означает совмещение различных занятий, например, стирки в машине-автомат и уборки, приготовления обеда и прослушивания аудиокниг, гимнастики и игры с маленьким ребенком.
Как добиться эффективности? Стремление переделать все разом содержит наивное убеждение, что дела больше не появятся. Данный подход провален, поскольку рутина возникает вновь и вновь. Колоссальная усталость после трудовых подвигов оставит малоприятные ассоциации, которые в следующий раз заставят долго тянуть, перед тем как повторять подобное. Что позволит достичь максимального успеха и сэкономить время - многочасовая генеральная уборка раз в неделю или 20 минут в день на поддержание порядка? В любом списке необходимых дел нужно научиться расставлять приоритеты по степени важности и срочности, и начинать с тех, что приносят основное удовлетворение. Например, самой важной обязанностью дня может быть приготовление пищи для всей семьи, уборка и стирка подождут, но своих домочадцев оставлять голодными не стоит.
Делая что-то одно, старайтесь думать только об этом (дзен буддизм вам в помощь), а в идеале о том, как выполнить лучше, быстрее или по-новому. Это даст несколько преимуществ: вы совершенствуетесь; уходит ощущение рутины; вытесняются нервирующие мысли о завалах в делах. В общем, концентрация — залог спокойствия; такой способ позволяет работать, не уставая.
Следующий метод основан на совмещении. Пока дети не выросли, уборка превращается в нескончаемое действо. Проходя мимо, поднимите игрушку с пола, зашли в ванную — помойте раковину, упал взгляд на тренажер — позанимайтесь 5 минут, идете гулять - прослушайте интересную аудиокнигу (в Интернете легко скачать в свободном доступе) и т.п. Убирать за собой сразу - самый выигрышный подход. С маленькими шагами придут большие победы. Беспорядок возникает незаметно, почему бы порядок не восстанавливать также. Фраза "делай сразу" пугает, в голове возникает миллион противных "но". Секрет в том, что не нужно делать сразу, подразумевая, необходимость немедленно начать и закончить, а просто начинать и делать сколько сможешь. Когда нужно начинать? Как только возникла мысль о соответствующем деле. Любое даже самое малое действие важно, ведь оно задает положительную инерцию, вырабатывает такой необходимый автоматизм или просто привычку. Мотивация позволяет начать, вера продолжить, а привычка - закончить.
Каждый человек индивидуален, кому-то необходимо предварительное планирование, а кто-то предпочитает спонтанность. Первый тип ценит последовательность шагов. Второму легче выделить несколько важных пунктов и в течение дня, менять различные виды деятельности, уделяя больше внимания самым актуальным. Известно, что перфекционизм вреден и переделать все - невозможно. Поэтому расставляем приоритеты.
Любые новшества в привычном образе жизни по началу встречаются с энтузиазмом, но со временем возникает сопротивление и они могут сойти на нет. Избежать этого поможет знакомство с тремя принципами:
1. Изменения в образе жизни должны быть минимальны;
2. Изменения должны соответствовать индивидуальности, хорошо вписываться в привычный ритм;
3. Чтобы новшества вошли в привычку нужно ежедневно их практиковать, хотя бы отчасти.
Обед за 30 минут
Следует уделить внимание приготовлению пищи и связанным с этим операциям. Они занимают много времени. Для того, чтобы упорядочить процесс, его делят на два этапа: подготовка продуктов и тепловая обработка. Первый этап легко упростить. Лучше заранее готовить домашние полуфабрикаты. Особенно те, которые не теряют свойств при заморозке: нашинкованная морковь, свекла, порезанное мясо, грибы, слоеное тесто, фарш, различные начинки для выпечки. К тому же сейчас имеется большое разнообразие форумов и сайтов на тему быстрых рецептов. Прекрасно, если на кухне имеется комбайн с функцией нарезки кубиками и/или функцией шинковки.
Что касается второго этапа, тут ещё проще. Приобретите мультиварку. Нет, правда. В нее можно заложить подготовленные ингредиенты, задать программу и спокойно заниматься другими делами, пока она не подаст сигнал, что блюдо готово.
Отдохнувший человек справляется с делами скорее. В этом поможет соблюдение хотя бы части простых правил: спать достаточное количество часов в сутки; выделять для себя один выходной в неделю; делать перерывы между крупными блоками работы, проводя их за приятным занятием.
Для себя
Женщина должна оставаться женщиной, а не просто функцией. "Ничего не успеваю" - всего лишь отговорка. Главная задача сводится к тому, чтобы делать работу в достаточном объеме, периодически делегируя ее часть, и оставаться ухоженной, отдохнувшей и интересной для себя. Замечательно было бы научиться извлекать пользу из любых действий.
В процессе уборки можно придумать миллион возможностей для занятий фитнесом. Первые результаты мотивируют следить за питанием. Неплохо подготовить косметические средства для волос, ресниц, тела, расставить их в ванной, совместив гигиенические процедуры с косметическими. Одновременно можно убираться и заниматься фитнессом. Здесь действует один из постулатов самосовершенствования о том, что изменение в одной сфере, неизбежно ведет к улучшению в других. Вот такой системный подход.
Оставшиеся свободные часы и минуты, которые обязательно появятся при грамотном распределении времени, можно посвятить не решению вопроса, как все успевать по дому, а любимому хобби, более качественному общению с близкими. В целом, о домашней рутине лучше думать как о фитнесе, творческом процессе и просто полезном занятии.
Особенно остро встает вопрос об освобождении от домашних хлопот, когда необходимо работать и заниматься с ребенком. К мамам с новорожденным малышом такая возможность относится в меньшей степени, но с годовалым дитем - уже реально. Успевать с детьми много дел на самом деле не сложно.
Важно упорядочить быт (ухоженный дом, порядок), поддерживать режим дня ребенка, уделять внимание собственным интересам, но добиться этого можно лишь научившись делать сразу то, что хочешь. Успеваете делать параллельно разные дела - хорошо. Действуя в русле решения собственных проблем человек начинает видеть, что ему действительно нужно и приносит настоящее удовлетворение. Таким образом, желаемый образ жизни складывается легко и естественно и вопрос, как все успевать по дому, отпадает сам собой.