- Воспитание детей
- Статьи
- Детская психология
На сегодняшний день уже известен тот факт, что развитием малыша следует заниматься еще до его рождения, не говоря уже о первых месяцах жизни. Меняющиеся каждый день маленькие люди, познают мир с помощью своих родителей и в первую очередь благодаря маме, с которой проводят основное время. В этом познании присутствует и радость, и разочарование, а также благодарность и обиды. Не стоит думать, что только что появившейся на свет малыш не имеет чувств, не в состоянии понять происходящее. Просто его восприятие мира диктуют его минимальные потребности. С каждым днем потребности увеличиваются, этот рост происходит на протяжении всей жизни.
Задача родителей обрести некоторые навыки психолога, научиться понимать своего ребенка с первых дней. Таким образом, способствовать развитию не только малыша, а себя самих. Ведь понимание – означает в какой-то степени гармонию. Понимание сохраняет спокойствие, которое в свою очередь помогает найти правильное и разумное решение любых проблем.
Абсолютно ошибочным является распространенное мнение о том, что малыша не стоит держать много на руках. Первый месяц, когда новорожденный проходит адаптацию в новом пространстве – ему необходима защищенность. Безусловно, и маме нужен отдых, но помочь в этом может и другой член семьи, конечно же, исключая необходимость кормления грудью. В период первых 3-ех месяцев основной потребностью ребенка является ощущать тепло, чувствовать биение сердца матери, запах одним словом -безопасность. Резкое отлучение – это психологическая травма, и первое разочарование. Поэтому как бы тяжело ни было, первые месяцы жизни необходимо брать малыша на руки при первом признаке плача, способствуя нормальному восприятию новой жизни вне утробы, тем самым обеспечить чувство защищенности и безопасности.
Взрослый человек, конечно же, не помнит все, что с ним происходило в младенчестве, но наше отношение к миру, взаимоотношения с людьми выстраиваются именно на первом опыте общения с матерью. Именно поэтому этот опыт должен быть максимально положительным. Необходимо общение, улыбки, мягкие интонации, колыбельные и все, что у ребенка может вызвать положительные эмоции. Плач малыша в это время вызван исключительно отрицательными эмоциями: чувством голода, одиночества, страха и боли. Прислушиваясь к интонациям плача со временем можно понять его причину.
В возрасте 1-2 месяца ребенок не имеет понятия о режиме, как и о различии дневного и ночного времени. Это понимание приходит к трем месяцам, иногда и чуть позже. Ошибкой является желание выработать это чувство. Следует повториться, что неудовлетворение потребности ребенка в этом возрасте является серьезной психологической травмой для него, поэтому категорически невозможна ситуация, когда оставляют малыша плачущим, дожидаясь нужного времени кормления.
Если в целом говорить о потребностях ребенка до года, то выделяют три типа:
- потребность в безопасности
- Когнитивные потребности
- Эмоциональные потребности до года.
Существует также термин, которой ввел в описание детской психологии до года, американский педиатр Уильям Серз – «дети с повышенными потребностями».
Таких детей часто считают капризными, избалованными. Его предположение заключается в том, что базовые потребности такого ребенка, такие как безопасность, познание, эмоциональный контакт просто выше, чем у других детей. Следовательно, они требуют большего внимания со стороны родителей, которые обязаны его этим обеспечить, и в дальнейшем, а именно в возрасте после 1 года заниматься его развитием, и «укрощением» упрямства и неуправляемости.
maria_ya (Яблочник Мария Яковлевна)