- Воспитание детей
- Статьи
- Развитие и воспитание ребенка
Вся наша жизнь подчинена определенным ритмам: ритм нашего сердца (в среднем 70 ударов в минуту, но у кого-то частота больше, а у кого-то меньше), ритм дыхания, ритмическое колебание содержания гормонов в крови, солнечные и лунные ритмы, годовой ритм изменения времен года, ритм роста и развития ребенка. Наша жизнь проходит под аккомпанемент естественных мелодий: поскрипывание колыбели, звук шагов, скрип снега, шум дождя, шорох листьев, симфония человеческих голосов, шум прибоя, - создают постоянный звуковой (музыкальный) фон, в котором мы все живем.
Но в этом звуковом фоне есть и совершенно особые звуки – это звуки человеческой речи, язык, формирующий наше самосознание и культуру. Именно слова, обращенные к ребенку, пробуждают его сознание, «включают» в общение с матерью. Язык, обращенный к маленькому ребенку, изначально музыкален. Разговаривая с малышом, мать непроизвольно растягивает слова, тянет гласные, создает простейший ритм, вспоминает детские песенки, которые ей пели когда-то в детстве.
Мир детских колыбельных – особый мир, в котором одно-два действующих лица, занимающиеся самым несложным делом, при этом ребенок всегда как бы соучаствует действиям, развивающимся в колыбельной:
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать…
Так, через незатейливую музыкальность колыбельной маленький слушатель учится следить за сюжетом, судьбой персонажей, погружается в фантазии.
По мере роста ребенка, его кругозор начинают расширять различные прибаутки. Например, когда малышу на палец садится жучок, он может испугаться или попросту, не заметив, стряхнуть. Но если мама споет жучку: «Божья коровка! Полети на небо! Принеси нам хлеба!» - у ребенка возникнет яркое переживание, и божья коровка станет частью его постоянно расширяющегося мира.
Постепенно детские песни и прибаутки раскрывают перед ребенком огромный мир и помогают ориентироваться в нем.
Сейчас мы далеко отошли от традиционной культуры, тем не менее каждый ребенок, если не от родителей, то в детском саду, с экрана телевизора, с CD- и DVD-дисков слышит песенки, потешки, прибаутки, обращенные непосредственно к нему. И одновременно с этим он слышит музыку, которую любят его родители, и перенимает их вкусы. Все бы хорошо, но родителей часто подстерегает одна неожиданность. Оказывается, ребенок мгновенно выучивает идиотские рекламные песенки, а от классической музыки отворачивается.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. «Рекламная музыка» очень простая, но яркая, броская, навязчивая, сопровождается быстро меняющимися яркими картинками, и нужно делать усилие, чтобы «не запасть» на неё. Классическая музыка требует от слушателя сосредоточенности и душевной работы. Она именно прочитывается, осознается.
Поэтому приучать к классической музыке нужно также как к твердой пище – понемножечку, по чайной ложечке в день. Здесь чем раньше вы начнете, тем лучше. В идеале – чтобы мама прослушивала классическую музыку ежедневно во время беременности. Причем в этом случае, музыка подбирается интуитивно. Предпочтения бывают настолько диковинными, что только остается самой себе удивляться.
После рождения не оставляйте ребенка без полюбившихся мелодий. Неоднократно замечено, что прослушивание ребенком той же музыки, которую он слушал, находясь в утробе матери, успокаивает его. Здесь важно не перегрузить ребенка, поэтому, не смотря на то, что музыка уже ребенку знакома, лучше начинать прослушивание с 15 минут в день и на самой минимальной громкости. Продолжительность и громкость звучания следует увеличивать, одновременно расширяя репертуар произведений.
Что же предпочтительней слушать малышам? Существует огромный пласт классической музыки, написанной специально для детей. Это песни, марши, танцы, «музыкальные картинки», которые можно слушать деткам с рождения. В первую очередь «Детский альбом» Чайковского и его же музыка из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Детям также, скорее всего, понравятся «Картинки с выставки» Мусоргского, «Юношеский альбом» и «Детские сцены» Шуберта, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» Вивальди (из этого цикла можно выбирать отдельные небольшие пьесы). Обязательно выбирайте записи хорошего качества с настоящей инструментальной музыкой, а не запись, обработанную на синтезаторе.
Малышам от 0 до 1,5 лет вполне достаточно просто слушать классическую музыку ежедневно (дома или во время поездок на машине), в этом возрасте главное, чтобы ребенок слышал музыку, постепенно привыкая к ней и запоминая её, чтобы она стала фоном его повседневной жизни.
По мере взросления слушателя, начиная с 1 года – 1,5 лет, необходимо при прослушивании музыки подключать эмоциональный компонент. Для этого при прослушивании музыкального отрывка придумайте какую-нибудь историю, которая бы проиллюстрировала этот отрывок. Попросите ребенка рассказать, какие картинки рисует его воображение, например, при прослушивании пьес «Болезнь куклы», «Баба Яга». Если же ваш ребенок зритель, то обязательно покажите «наши» мультфильмы: «Детский альбом» и «Щелкунчик», снятые на музыку Чайковского, «Камаринская» на музыку Глинки, «Танцы кукол» на музыку Шостаковича, «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского, в которых к классической музыке подобран хороший визуальный ряд.
С трех лет ребенка уже можно начинать знакомить с балетом. Как показал опыт, ребенок трех лет вполне способен с удовольствием «выдержать» детский вариант балета «Щелкунчик» и потом несколько дней пересказывать запомнившиеся сцены с пояснением: «А музыка там была как у нас в машине».
Детишек с 4 лет принимают в различные группы и кружки музыкального развития, так называемые подготовительные группы. В этих группах профессиональные педагоги будут учить детей петь, развивать слух, обучат основам нотной грамоты. Как правило, в этих группах происходит первичный отбор в музыкальные школы и творческие коллективы.
Но это уже другая история и касается она сложного этапа в жизни ребенка – обучения музыке…
Новиков В.
Понравилось.