Карамболь. Общие правила

Карамболь. Общие правила

Карамболь представляет собой вид бильярда, в котором нет луз, а очки начисляются на комбинацию ударов битка о прицельные шары.  История гласит, что карамболь появился во Франции – в 1775 году прошла первая партия в карамболь с участием трех шаров. Французский набор шаров – красный и два белых шара – дошел до наших времен. Первоначально партии в карамболь проходил на обычных бильярдных столах. Шли годы и к 1827 году появились усовершенствованные кии с кожаными наклейками. После были убраны лузы, значительно усложнились траектории. С отсутствием луз можно было без особых проблем проводить боковые удары (les effets) и использовать рикошет для построения комбинации.

Наборы для игры в карамболь проходят сертификацию BCA. Касательно шаров, используется красный шар и два белых для каждого и игрока. Они служат битками во время построения комбинации. Чтобы игроки не путали шары, на один нанесены черные точки – две или три в зависимости от набора. Стоит отметить, что красный шар никогда не используется, как биток. Для игры в карамболь с 4 шарами необходимо дополнить набор еще одним белым шаром.
Во время игры оценивается не только результативность исполнения комбинации, но и правильность удара. Последняя определяется, какой частью кия был нанесен удар по битку. В Карамболе разрешается ударять только наклейкой кия.

Определение игрока, который нанесет начальный удар, происходит посредством жеребьевки (только неофициальные матчи или чемпионаты низкого уровня) или раската. После получения права начального удара игрок может произвести удар или передать это право сопернику.

Поскольку в большинстве случаев определение права начального удара производится раскатом, поэтому остановимся на нем подробнее. На заднюю отметку выставляется красный шар. Это правило действует для всех разновидностей карамболя, кроме варианта с четырьмя шарами. Удар для раската производится с передней линии. При этом игроки становятся с разных сторон линии и одновременно бьют так, чтобы биток пошел в сторону задней линии, отразился и вернулся обратно. Тот игрок, чей биток остановится ближе всего к переднему борту, получает право начального удара. Шар должен коснуться заднего борта в обязательном порядке, касания иных бортов не имеют значения. Правда, в некоторых ситуациях раскат считаается проигранным в любом случае, если:
• Шар попал на половину стола, на которой производит раскат противник;
• Не произошло касания заднего борта;
• Биток вылетел за пределы стола
• Биток ударился о красный шар.

Порой оба игрока нарушают правила раската или нет возможности определить, чей шар оказался ближе, тогда раскат повторяется снова. Обязательным правилом является одновременность удара, однако это не означает, что раскат должен производиться синхронно в ту же секунду.

После получения права начального удара игрок выбирает белый шар, который будет использовать в качестве битка. После выбора сплошного белого или помеченного точками шара этот шар используется в течение всей игры. В карамболь может играть несколько человек. Тогда в качестве битка выбирается тот шар, который в прошлой игре не использовался для удара. Последнее правило не действует для разновидности карамболя с 4 шарами. 


Расстановка шаров при игре в карамболь

Перед игрой на заднюю отметку выставляется красный шар, на переднюю – биток игрока, который проиграл раскат. Также на расстояние не ближе 6 дюймов от передней линии выставляется биток победителя раската. Расстояние вычисляется от центра битка. Для карамболя с 4 шарами применяется иная схема.
При проведении начального удара необходимо в обязательном порядке коснуться красного шара, а после этого битка противника. В случае обратного или сокращенного порядка удар признается неправильным, а серия игрока прерывается. Очко, которое было набрано в результате неверной комбинации, не засчитывается. Порядок проведения дальнейших ударов не регламентируется, поэтому в качестве первого прицельного шара можно использовать красный шар, биток противника или розовый шар в карамболе с четырьмя шарами.

Ограничения накладываются на положение игрока. Во время соприкосновения наклейки кия с битком хотя бы одна нога должна находиться на полу. При этом игрок не допускается к партии, если его ноги обуты в предметы, которые используются для иных целей, или обычная обувь слишком большого размера и формы относительно ноги.

Удар не засчитывается, если какой-либо шар или биток все еще двигался. При этом вращение шара на одном месте считается движением. Удар выполняется только после полной остановки всех прицельных шаров и битка.

Удар считается не завершенным до тех пор, пока хоть один шар находится в движении. Только после полной остановки прицельных шаров и битка производится оценка корректности удара: оцениваются позиции шаров, количество соударений.

Во время или перед выполнением удара запрещается касаться шаров предметами одежды, сопутствующими игре инструментами, а также любыми частями кия. Исключение составляет наклейка кия, если она одета на сам кий. В этом случае нарушения не будет при условии, что касание произошло только битка, которым в данный момент необходимо было нанести удар. Другой вопрос, что от такого случайного касания сомнительно, что получится комбинация. Поэтому даже касание наклейкой практически всегда приводит к нарушению правил и прерыванию серии.

Нарушением считается двойное касание битка или любого прицельного шара. Также запрещено касание битком прицельного шара одновременно с касанием битка с наклейкой кия.

Удар может расцениваться судьей как фол, если касание наклейки кия с битком было слишком длительным. В этом случае удар квалифицируется как пропих шара и не засчитывается. Кроме того, нарушением считается удар, при котором биток выскакивает за пределы стола.

В зависимости от типа карамболя и сложившейся ситуации наказания могут незначительно отличаться, однако есть несколько правил, которые выполняются неукоснительно:
• В случае нарушения правил, серия игрока прерывается;
• Набранные в результате нарушения правил очки не засчитываются.

При ударе по битку в место, значительно ниже центра, может происходит подскок битка, который выражается в отрыве шара от поверхности стола. Иногда это результат ошибки или непрофессионализма игрока, но порой прием может использоваться для обхода шара, который значительно мешает траектории. Конечно, это довольно сложный прием и его исполнение практически никогда не приносит результата, но правила подобные моменты запрещают. Кроме того, нарушением считается момент, когда касание битка произошло какой-либо частью кия, кроме одетой наклейки. В большинстве случаев подобные касания против правил происходят случайно, но порой это может привести к более выгодному стратегическому положению шаров на столе. Если судья полагает, что удар частью кия или касание предметом является не случайным, то судья предупреждает игрока о замеченном нарушении. В случае повторения ситуации игрок автоматически признается проигравшим.

Иногда происходит так, что шары двигаются без явного касания под воздействием физических законов, вибрации стола и т.д. В этом случае шары остаются на своих новых позициях, а игра продолжается. Во время игры каждый отвечает за собственные сопутствующие предметы – машинку, мел, приспособление для установки кия и любые другие, которые игрок принес с собой на игру – поэтому случайное касание и падание предмета является нарушением правил и наказывается по общим канонам.

Выскочившие шары

Любой шар, который после фронтального удара или рикошета вылетает за пределы стола и оказывается на полу или борте, считается выскочившим. Впрочем, если шар самостоятельно вернулся на стол, он не считается вылетевшим. Главное, чтобы шар вернулся исключительно под действием собственных показателей вращения или криволинейного движения: возвращение от касания с игроком или предметом на борте позиционируется как вылет. Стоит отметить, что стол должен быть выполнен по правилам, которые строго регламентируют составные части. В случае нарушения целостности игрового стола касание шара о лишние части не считается возвращением шара на стол. Вылетевшие шары выставляются на поле по особым правилам, но только после полного прекращения движения битка и прицельных шаров.

Иногда происходит так, что положение шаров на столе нарушается не по вине игрока. Любое стороннее вмешательство, как то физическое влияние окружающей среды, толкание игрока и т.д. не позиционируется как нарушение правил. В этом случае игровая позиция восстанавливается судьей или игроками на неофициальных матчах с максимальной точностью. После игра продолжается в том порядке, какой был установлен до нарушения игровой позиции.

Отыгрыш не наказывается в том случае, если после контакта битка с прицельными шарами, хотя бы один шар достиг борта. Правда, в США официально запрещены на соревнованиях преднамеренные отыгрыши. Кроме того, правилами запрещается совершать несколько отыгрышей подряд. Причем количество отыгрышей считается для всей партии, а не серии конкретного игрока. Т.о, если серия заканчивается отыгрышем, другой игрок должен начать игру с результативного удара (не действует для трехбортного карамболя по версии Ассоциации бильярда США)

После нарушения правил или преднамеренного отыгрыша серия прерывается. Следующий выход игрока должен начинаться с результативного удара. В случае, когда это правило нарушается, даже если отыгрыш прошел по всем правилам, игрок получает фол (не практикуется в трехбортном фоле).

После вылета шаров производится их выставление на стол по определенным правилам. Биток выставляется на переднюю отметку. В случае если последняя занята, биток попадает на заднюю и среднюю линию в зависимости от положения шаров. После вылета белого прицельного шара действия повторяются.
Несколько иное положение дел при вылете красного шара. Первоначально он выставляется на заднюю отметку. Если последняя занята, то выставление происходит на переднюю или заднюю отметку, в зависимости от игровой ситуации.

В случае, когда вылетает прицельный шар и биток, то устанавливается следующий порядок выставления: первоначально выбирается позиция для битка (по вышеописанным правилам), далее выбирается позиция для красного шара. То же правило действует для ситуации с вылетом обоих прицельных шаров. Порой случается так, что после вылета биток занимает отметку, на которую необходимо выставить прицельный шар. В этом случае первым на стол попадает шар, отметка которого, обозначенная правилами выставления, не занята. Оставшийся прицельный шар выставляется, исходя из правил выставления, при одной или нескольких занятых отметках.