Пул - 61
Данная разновидность пула, которую иногда называют «Пятнадцадцать», является старейшей версией игры на пуловском столе. Первый чемпионат прошел еще в 1878 году. Через десять лет разновидность была официально заменена на «Непрерывный пул».
В игре принимают участие два игрока. Перед каждым ударом необходимо в обязательном порядке указать шар и лузу, в которую, по мнению игрока, он должен попасть. Очки зачисляются по порядковому номеру шара (по типу Ротации), что позволяет даже самый легкий удар сделать весьма результативным.
При этом в Пуле-61 есть возможность оттачивать свое мастерство или приобретать опыт сложных ударов.
Итак, для игры используется биток и прицельные шары, пронумерованные от 1 до 15. Последние расставляются в пирамиду, вершина которой (шар с номером 15) находится на задней отметке. Все остальные номера не имеют значения, однако необходимо выставить их так, чтобы с каждым рядом порядковые номера уменьшались.
Конечной целью игры является набор некого суммарного количества очков, которое окажется больше, нежели смог набрать противник. Каждый шар, который закатился в лузу, приносит игроку количество очков, совпадающее с порядковым номером шара. Игра заканчивается, когда на столе больше не остается прицельных шаров, или один из игроков набрал такое суммарное количество очков, что соперник его уже не догонит, даже если забьет все шары, которые остались. При условии одинакового суммарного количества очков побеждает тот игрок, который забил последний шар.
Первоначально необходимо произвести разбитие, которое убудет удовлетворять следующим условиям:
• Любой прицельный шар попал в лузу;
• После удара битка о прицельный шар пирамиды сам биток и два шара дошли до борта.
В случае, когда разбитие выполнено не по правилам, противник может выбрать один из вариантов дальнейшего продолжения игры:
• Согласиться с расстановкой шаров на столе и начать собственную серию;
• Потребовать изначальной расстановки шаров и произвести разбитие самостоятельно;
• Потребовать, чтобы игрок повторил разбитие по правилам.
Правила игры
Каждый забитый по правилам шар дает право на следующий удар и приносит игроку количество очков, которое равняется порядковому номеру шара. Каждый удар сопровождается столкновением битка с каким-либо прицельным шаром. После этого любой прицельный шар должен попасть в лузу или до борта должен дойти биток и два прицельных шара. Если этого не происходит, игрок получает фол.
Если на столе возникает ситуация, когда все шары находятся в доме, игрок по желанию может установить на заднюю отметку прицельный шар, который находится ближе всех к передней линии. В случае, когда несколько шаров находится на одинаково далеком расстоянии от передней линии, игрок вправе выбрать любой шар.
Если игрок забивает шар не по правилам или прицельный шар вылетает, он устанавливается на стол без наложения на игрока штрафа. Если же в лузу попадает биток (или он вылетает за пределы стола) право на удар получает противник, но бить необходимо из дома.
За каждый полученный фол игрок лишается трех очков со своего счета. Противник обязан согласиться с ситуацией, которая сложилась на столе после неправильного удара. Раскладка шаров нарушается только в том случае, когда в лузу попадает биток или последний просто вылетает за пределы стола.