Русский бильярд. Общие правила.
История бильярдного спорта в России имеет глубокие корни, но несмотря на очевидную популярность этой игры среди населения, она долгое время существовала полулегально. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века, когда усилиями энтузиастов была создана Федерация бильярдного спорта, все турниры носили локально-любительский характер, т.е. проводились в рамках одной бильярдной усилиями местных бильярдистов. Создание Федерации позволило, наконец, осуществить долгожданный переход от любительского, не имеющего четких правил спорта, к профессиональному и регламентированному. А в 1994 году были официально утверждены действующие и поныне правила игр и порядок проведения соревнований по русскому бильярду.
§ 1. Удар по битку.
Способ нанесения удара: наклейкой кия по направлению его продольной оси, причем допускается только единичное касание битка наклейкой. Положение других шаров в момент удара: прицельные шары при необходимости выставлены, все шары неподвижны. Положение игрока: игрок касается пола минимум одной ногой. Угол удара: а) Если биток стоит вплотную к прицельному шару – не менее 45 градусов. В случае сомнения угол удара уточняется у судьи. При этом удар по битку производится либо на резке в сторону от линии центров, либо таким образом, чтобы заставить биток уйти в сторону от прицельного шара или откатиться назад. б) При наличии близкостоящего к битку прицельного шара – под любым углом к линии центров на общих основаниях. Запрещенные удары: а) Пропих – удар, при котором время контакта наклейки кия с битком затягивается игроком, в результате чего и биток, и прицельный шар проталкиваются вперед. б) Нажим – удар, приводящий к тому, что близкостоящие или соприкасающиеся шары под нажимом кия как бы вдавливаются в лузу или меняют местоположение.
Штрафы: при несоблюдении данных правил игроку назначается штраф.
§ 2. Розыгрыш начального удара.
Чтобы определить, кто из игроков первым вступит в игру, между ними проводится розыгрыш. Процедура розыгрыша: Игроки выполняют удар битком с руки из дома по направлению к заднему борту, стоя по разные стороны от продольной линии стола. В случае возникновения разногласий между игроками по поводу расположения с той или иной стороны продольной линии, вопрос решается жеребьевкой. Автоматический проигрыш: Игрок автоматически проигрывает розыгрыш, если биток попадает в лузу, выскакивает за борт, касается длинного борта, не касается заднего борта, уходит на половину соперника. Подведение итогов: Право первого удара предоставляется игроку, чей шар остановился ближе к переднему борту. Повторный розыгрыш: проводится, если оба шара останавливаются на одном расстоянии от переднего борта, а также в случае нарушения правил обоими игроками. Право победителя: самому открыть игру или уступить это право сопернику. Последующие партии: Соперники продолжают игру по очереди вплоть до решающей партии, перед началом которой розыгрыш проводится заново.
§ 3. Порядок расстановки шаров.
После розыгрыша начального удара на игровом поле при помощи треугольника устанавливают пирамиду из пятнадцати стоящих вплотную друг к другу прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.
§ 4. Начальный удар.
Во всех играх начальный удар с руки из дома производится битком по одному из прицельных шаров. В результате разбивки пирамиды какой-либо из шаров должен сыграть в лузу, пересечь среднюю линию или коснуться двух бортов.
а) «Русская пирамида» (71 очко), «Американка», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров» (восьмерка). Положение игрока: в момент удара корпус игрока не должен выходить за продолжение внешней стороны длинного борта. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитанными считаются шары, сыгранные в дальние по отношению к дому угловые лузы, а также шары, случайно упавшие в другие лузы в результате сыгранных до, после или в момент падения сыгранного шара.
Быстрые виды вышеперечисленных игр. Местоположение игрока: игрок может бить с любой позиции, в том числе из-за внешней стороны длинного борта, но не заходя за продолжение линии дома. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитываются шары, сыгранные в лузу, при условии выхода битка из дома или соударения битка с прицельным шаром, находящимся вне дома.
б) Временный дом: При невозможности выполнить удар из дома, когда все без исключения прицельные шары находятся в доме, удар производится с противоположной стороны стола, которая выполняет функцию временного дома, ограниченного задней линией и задним бортом.
в) Установка битка: биток устанавливается в любую точку дома рукой либо при помощи кия или наклейки кия. Игрок, случайно установивший биток за пределами линии дома, получает предупреждение от судьи. Если игрок игнорирует замечание и повторно располагает биток вне дома или же производит удар не из дома, на него налагается штраф.
г) Ввод битка в игру: Биток, пересекший линию дома или коснувшийся одного из прицельных шаров на игровом поле после удара наклейкой кия, считается введенным в игру. При невыполнении любого из этих условий начальный удар выполняется заново.
д) Общие для всех игр правила: Начальный удар с руки из дома может производиться исключительно по находящимся вне дома шарам. Шары, расположенные в доме, могут быть сыграны только в случае выхода битка из дома или соударения битка с одним из прицельных шаров, находящихся вне дома. Условия, при которых сыгранный таким образом шар засчитывается, перечислены в пункте а.
Игровые ситуации, в которых требуется выполнять удар с руки из дома:
• начало партии (все игры);
• развязка «глухой позиции» (все игры);
• счет 70:70 (все виды «Русской пирамиды»);
• попадание битка в лузу или вылет битка за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров», быстрые виды этих игр).
§ 5. Сыгранные шары.
Шар, забитый в лузу правильно выполненным ударом, называется сыгранным. Нюансы: а) Шар остается в игре, если, отразившись от лузы, возвращается на игровую площадь стола. б) Прицельный шар не может быть засчитан и выставляется без штрафа, если попадание его в лузу произошло вследствие преднамеренного скатывания по борту. При выставлении шара руководствуются правилами конкретной игры.
§ 6. Выскочившие шары.
Шар называется выскочившим, если он: а) после завершения удара останавливается за пределами игрового поля, т.е. на полу, на борту и т.д.; б) в результате удара о какой-либо предмет за пределами стола (руку, одежду, кий, мел) самостоятельно возвращается на игровую поверхность стола. Нарушения: Игрок, чей шар в момент выскакивания задевает в пределах стола какой-либо предмет, принадлежащий одному из партнеров (мел, кий, одежду), считается нарушившим правила и получает штраф. Аналогичное поведение шара за пределами стола не является нарушением.
Возвратившиеся на поле после удара о какой-либо предмет в пределах стола (осветительный прибор, скоба лузы, кий) шары остаются в игре.
Выставление выскочивших шаров: регулируется правилами конкретной игры, а также некоторыми общими положениями. а) После завершения удара выскочившие прицельные шары выставляются без штрафа, сыгранные шары засчитываются, и игрок получает право сделать следующий ход. Остальные особенности зависят от выбранной игры. б) Выскочивший биток наказывается штрафом, а при наличии забитых в результате такого удара шаров шары не засчитываются. Способ выставления битка варьируется в зависимости от требований игры:
- При игре в Русскую пирамиду», «Московскую пирамиду», «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, биток выставляется судьей на середину короткого борта дома или временного дома, чтобы вступающий в игру соперник мог произвести удар с руки из дома. При этом соперник имеет право отказаться от удара в пользу играющего в зависимости от игровой ситуации («играй дальше»).
- При игре в «Американку» биток выставляется на середину заднего борта вплотную к борту либо на заднюю отметку, если речь идет о быстром варианте этой игры.
§ 7. Выставление шаров.
Правила выставления выскочивших и неправильно забитых шаров устанавливаются в рамках конкретной игры. Тем не менее, во всех играх любой выставленный шар играется как прицельный.
§ 8. Положение шара.
О положении шара на игровом поле судят по положению его нижней точки, называемой центром шара, относительно линий и отметок стола. В случае если шар в ходе игры оказывается точно на одной из линий стола, он считается стоящим за пределами этой линии. Примеры: шар, остановившийся точно на центральной линии, будет расположен на противоположной по отношению к играющему стороне стола. Шар, оказавшийся точно на линии дома, будет считаться стоящим вне дома.
§ 9. Начало и завершение удара.
Время удара отсчитывается с момента соприкосновения битка с наклейкой кия вплоть до полной остановки всех шаров, находящихся на поле, включая вращающиеся на месте шары.
§ 10. Удар по близкостоящему шару.
Близкостоящим считается шар, расположенный от битка на расстоянии не более 1/2 радиуса шара. Удар по близкостоящему, а также по соприкасающемуся с битком шару считается правильным, если: а) он выполнен на резке под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров; б) после соударения с таким шаром биток останавливается либо уходит назад или в сторону, но не заходит за линию штрафной зоны. Любые нарушения караются штрафом.
§ 11. Вступление в игру соперника.
Если после завершения удара одним из игроков ни один из шаров не был сыгран или удар был произведен с нарушением правил, ход переходит к сопернику. Если нарушение правил подразумевает также и наложение штрафа, соперник получает право в зависимости от игровой ситуации на поле требовать от нарушившего сделать следующий удар («играй дальше»).
§ 12. Штрафы.
Отдельные нарушения правил игры влекут за собой наложение штрафа. В случае неоднократного нарушения правил при выполнении одного удара игрок штрафуется один раз. Очки за забитые с нарушением правил шары не начисляются, и шары выставляются согласно правилам конкретной игры.
Штрафы за нарушения общего характера:
1) нанесение следующего удара до завершения предыдущего; 2) касание рукой, одеждой, кием и т.п. какого-либо шара на поле в ходе игры; 3) вмешательство в игру соперника.
Штрафы за нарушения, связанные с ударом по битку:
1) вынос битка за линию дома при выполнении начального удара; 2) выполнение начального удара по битку с противоположного конца стола; 3) отрыв обеих ног от пола при выполнении удара по битку; 4) вынос корпуса за продолжение внешней стороны длинного борта в момент выполнения начального удара с руки из дома; 5) касание битком прицельного шара, находящегося в доме, при ударе с руки из дома; 6) отсутствие касания битка с прицельным шаром; 7) вылет битка за борт; 8) неправильный удар по битку; 9) неправильный удар битком по близкостоящему прицельному шару; 10) удар пропихом по шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, т.е. затягивание времени контакта битка с наклейкой кия, в результате чего проталкивается как биток, так и прицельный шар; 11) удар нажимом с вдавливанием прицельного шара от борта в лузу; 11) двойной удар по битку наклейкой кия.
Штрафы, связанные с конкретными играми:
1) выполнение удара не битком («Русская» и «Московская пирамиды»); 2) падение битка в лузу («Русская пирамида»); 3) неправильный отыгрыш («Американка»).
§ 13. Зависшие шары.
Шар называется зависшим, если в результате удара он останавливается в растворе лузы, с трудом удерживая равновесие, т.е. зависает над лузой. В зависимости от сопутствующих обстоятельств и последующего поведения зависшего шара такой шар может быть засчитан или не засчитан. Зависший шар засчитывается (считается сыгранным), если: а) падает в лузу до завершения удара, при этом игрок получает право сделать следующий ход; б) падает в лузу по инерции после кратковременной остановки в створе лузы, при этом биток, которым шар был послан в лузу, остается на месте; в) данный шар является последним из движущихся на поле шаров и падает в лузу, лишь на несколько секунд задержавшись в створе лузы.
Зависший шар не засчитывается, если: а) падает в лузу после завершения удара; б) последующее падение шара в лузу вызвано толчком или сотрясением стола; в) при ударе по нему битком шар фактически падает не от удара, а самопроизвольно до соприкосновения с битком. В первых двух случаях упавший шар устанавливается судьей на прежнее место, и игра возобновляется на общих основаниях. В третьем случае шар возвращается на место для нанесения повторного удара без наложения штрафа.
Особые случаи: При игре в «Русскую пирамиду» и «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, зависший над лузой, а затем упавший в нее биток не наказывается штрафом, а при игре в «Московскую пирамиду» и быстрые ее виды упавший таким образом биток не считается сыгранным.
§ 14. «Глухая позиция».
В ходе игры могут возникнуть ситуации, когда одна из луз оказывается блокированной скоплением шаров или когда положение шаров на игровом поле практически не меняется после серии отыгрышей, вследствие чего игра принимает затяжной характер. В таких случаях говорят, что имеет место «глухая позиция». Для разрешения ситуации судья, объявив о своем решении партнерам, устанавливает с помощью треугольника укороченную пирамиду из оставшихся на столе прицельных шаров, помещая передний шар на заднюю отметку. После проведения розыгрыша выигравший получает право продолжить игру с руки из дома.
§ 15. Вмешательство постороннего.
Все случаи вмешательства посторонних лиц и внешних сил, могущие нарушить ход игры, находятся в ведении судьи, который восстанавливает исходную расстановку шаров на игровом поле для выполнения повторного удара, не налагая при этом штрафов на участников игры. К случаям непреднамеренного вмешательства относятся: а) непосредственное воздействие на шар посторонним лицом, вследствие которого шар приходит в движение; б) физическое воздействие на наносящего удар игрока, в результате которого шар смещается или меняет траекторию движения; в) возникновение чрезвычайных обстоятельств, как-то отключение электричества, падение осветительного прибора, поломка оборудования, порыв ветра и пр. В случае если действия постороннего лица носят умышленный характер, игра приостанавливается вплоть до выдворения данного лица с места проведения соревнований.
§ 16. Вмешательство соперника.
К сопернику, вмешивающемуся в игру партнера, применяются штрафные санкции. Случаи, квалифицируемые как вмешательство: а) касание или смещение в сторону любого шара на поле, остановка движущего шара – шары возвращаются на исходные позиции, игра продолжается; б) задержка играемого шара, находящегося на пути к лузе – шар засчитывается, игра продолжается; в) препятствование выполнению удара играющим путем создания ему помех, а также отвлечение его внимания от игры; г) умышленное вмешательство – наказывается в соответствии с разделом «Неспортивное поведение».
§ 17. Умышленное затягивание игры.
Если судья, контролирующий ход игры, приходит к выводу об умышленном затягивании игры одним из игроков, такой игрок получает предупреждение, а время на подготовку следующего удара сокращается для него до одной минуты.