Малая русская пирамида
Используемые шары: 15 нумерованных прицельных шаров и биток отличного цвета или с особой разметкой.
Расстановка шаров: пирамида из 15 нумерованных прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.
Порядок расстановки шаров по рядам:
1-й лобовой шар – 4;
2-й ряд – 5 и 6;
3-й ряд – 7,1 5, 8;
4-й ряд – 9, 14, 13, 10;
5-й ряд – 2, 1, 12, 11, 3.
Основание для подобного расположения: разбитие пирамиды в большинстве случаев приводит к тому, что шары с мелким цифровым значением, образующие границу пирамиды, раскатываются к краям игрового поля, в то время как шары с крупными номерами остаются в центре поля, а значит не на игре.
Разрешенное оборудование: кии различной длины, мазик, машинка.
Общая сумма очков: «Стоимость» шара в очках равна его номеру, а значит, сумма очков пятнадцати белых шаров равна 120. Дополнительные 10 очков приносят шар под номером 1 и последний из оставшихся в игре прицельных шаров независимо от его порядкового номера. Отсюда общая сумма очков 120+10+10=140, в пределах которой может варьироваться количество очков, набираемое игроками в процессе игры.
Удары
Инвентарь: кий с наклейкой на конце. Удары любой другой частью кия наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу соперника.
Положение игрока: В момент удара играющий должен касаться пола как минимум одной ногой, в противном случае забитый шар не засчитывается. Если судья приходит к выводу о том, что имело место очевидное нарушение интересов партнера, ход после возвращения шаров на исходные позиции переходит к партнеру, но штраф не налагается.
Запрещенные удары: пропих, нажим. Упавшие в лузы в результате одного из таких ударов шары не засчитываются. Штраф не взимается.
Игра после запрещенного удара: Право следующего удара переходит к сопернику. Шар, по которому был произведен удар, выставляется на общем основании, т.е. на заднюю отметку или вплотную к середине короткого борта, противоположного дому, если задняя отметка занята.
Начало удара приравнивается к моменту первого касания игроком любого шара на игровой поверхности стола. Конец удара совпадает с моментом остановки последнего движущегося шара и отведением рук и кия игрока от стола.
Начало игры
Розыгрыш: Право нанести начальный удар определяется жеребьевкой, проводимой сразу после установки пирамиды. При нечетном числе партий жребий бросается также перед началом последней партии. В остальных партиях используется принцип очередности.
Объявление начального счета: Судья или лицо, заменяющее судью, объявляет счет, который может быть нулевым, плюсовым (если игрок получает фору) или минусовым (если игрок дает фору сопернику).
Начальный удар: Биток (свой шар) устанавливается игроком, получившим право первого хода, на любое место в пределах линии дома, после чего производится удар с руки из дома. Домом называется площадь игрового поля, заключенная между передним бортом и воображаемой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно переднему борту и именуемой линией дома.
В пределах линии дома разрешено касание битка и передвижение его на другое место.
Положение игрока: при выполнении начального удара игроку не разрешается выходить за пределы линии продолжения длинного борта. В качестве подстраховки допускается использование кия, который прикладывается судьей к длинному борту так, чтобы его тонкий конец выходил за линию переднего борта, но в то же время не препятствовал выполнению удара.
Начальный момент игры: игра считается начатой в момент пересечения битком линии дома.
Штрафы: Штрафные санкции применяются на общих основаниях. Промах или забивание битка в лузу первым ударом с руки из дома приносит штраф в размере 5 очков.
Ведение игры: Игра ведется с соблюдением принципа очередности. Ход переходит к сопернику, если играющий не исполняет свой заказ (не сыгрывает шар) или получает штраф за какое-либо нарушение.
Условия игры
При игре в «малую русскую пирамиду» действует правило заказа:
· Чистое назначение – требование к играющему объявить до нанесения удара номер прицельного шара, лузу, в которую он намеревается его сыграть, а также в точности описать, каким образом шар будет положен в указанную лузу (чисто, от шара, шаром или шарами с обязательным указанием номеров, абрикольно и т.д.).
Примеры: карамболем от девятки тройкой тринадцатый шар прямо в середину, битком от шестерки одиннадцатый шар в правый угол.
· Шар и луза – такой способ ведения игры, при котором играющему необходимо объявить лишь номер шара и лузу, в которую планируется сыграть данный шар, без объявления способа нанесения удара.
Объявлять номер шара не требуется лишь в том случае, когда к концу партии на бильярде остается один прицельный шар.
Отличие этих двух способов ведения игры также состоит в том, что во втором случае при правильном падении заказанного шара засчитываются также все случайно упавшие в результате данного удара шары независимо от времени их падения, тогда как в игре с чистым назначением такие шары не считаются и выставляются на общих основаниях.
Комбинированный заказ: разрешается объявлять без ограничения количества участвующих в заказанной комбинации шаров, при этом заказ абрикольно для указанного шара, т.е. удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар, не является обязательным условием.
Время объявления заказа: Заказ объявляется до нанесения удара. Любой заказ, произнесенный во время или после удара, не учитывается, а все упавшие при этом шары не засчитываются и выставляются на общих основаниях.
Очередность заказов: Если игрок произносит два или более заказов подряд, засчитывается всегда последний.
Запрещение заказа судьей: Заказ должен произноситься в четкой, недвусмысленной форме и быть понятным для судьи или инструктора. Запутанное или неясное изложение заказа может привести к отказу судьи (инструктора) принимать такой заказ.
Практика проведения официальных соревнований: На сегодняшний день при проведении официальных турниров допускается ведение игры исключительно на условиях чистого назначения. Основанием для такого решения является стремление свести к минимуму количество игровых ситуаций, при которых заказанный шар падает в заказанную лузу случайно, а не тем способом, который произносит играющий при объявлении заказа. Примеры: заказан от шара, а упал чисто; заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол и т.д.. Учитывая то, что такой вариант теоретически более вероятен при условии заказа «шар и луза», данный способ ведения игры был исключен из практики официальных соревнований несмотря на то, что реальная вероятность случайного падения шаров не составляет и 1%.
Данное обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, излишне усложняет работу судей и негативно сказывается на общей динамике соревнований, поскольку даже игроки среднего уровня, не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории, объявляя заказ, всегда имеют четкое представление о том, каким именно способом они намереваются его осуществить.
Конец игры
Конечная цель игры: раньше соперника набрать 71 очко.
Варианты окончания партии: 1) выигрыш, 2) проигрыш, 3) нормальная или вынужденная ничья.
Нормальной считается ничья, когда оба игрока набирают по 90 очков. Если же оба игрока, несмотря на предупреждение судьи, делают один за другим 3 штрафных удара и расстановка шаров на бильярде не меняется, фиксируется вынужденная ничья.
Переигрывание партии: Полное переигрывание партии или переигрывание лишь в последнем шаре требуется в тех случаях, когда условиями проведения соревнований предусмотрен лишь результативный вариант завершения партии. Будет ли партия переигрываться полностью или только в последнем шаре, решается по обоюдному согласию партнеров. Во втором случае игрок, который по праву очередности должен был открывать следующую партию, производит первый удар с руки из дома по установленному на задней отметке шару. По одному удару игроки делают без заказа. Проигрывает игрок, первым нанесший штрафной удар.
Ускорять окончание партии путем снятия с игровой поверхности стола какого-либо из оставшихся шаров запрещено.
Штрафные удары
Штрафные санкции применяются к игроку, допустившему одно из следующих нарушений:
· удар не наклейкой, а ребром или турником кия;
· удар с руки не из дома, а с противоположного борта (либо без предварительной консультации с судьей по поводу выбора того или иного борта);
· соударение битка с находящимся в доме шаром до пересечения битком линии дома при игре с руки из дома;
· касание любого шара рукой, одеждой, кием, машинкой и пр. до, после или в момент удара;
· нанесение следующего удара до завершения предыдущего;
· игра не битком;
· промах, когда биток не задевает ни одного из прицельных шаров;
· падение битка в лузу;
· выскакивание битка за борт.
Размер штрафа: За каждое нарушение налагается штраф в размере 5 очков, которые отнимаются от суммы очков нарушившего правила игрока и прибавляются к очкам его соперника.
Одновременное нарушение нескольких правил: Игрок, нарушивший несколько правил при выполнении одного удара, штрафуется единожды на 5 очков. Примеры: ударил не наклейкой кия и промахнулся; положил биток в лузу до того, как остановился последний шар после предыдущего удара.
Особенности подсчета очков в случае штрафа одного из партнеров: Количество очков, необходимое для победы в партии, сокращается на число штрафных очков, полученных оштрафованным игроком, если последний не забивает ни одного шара. Пример: 5 очков штрафа, назначенные сопернику, позволяют его партнеру набрать шарами для победы не 71 очко, а 66 очков, соответственно 10 штрафных очков – 61 очко для выигрыша.
Выставление шаров: Шары, положенные в результате штрафного удара, не засчитываются и выставляются на общих основаниях. При игре чужим шаром выставление происходит на общих основаниях, но первоначальное положение остальных шаров не восстанавливается.
Восстановление исходного положения шаров: производится судьей по своему усмотрению одновременно с назначением штрафа, если: а) игрок, игнорируя его предупреждение, сыграет чужим шаром. При этом при возвращении шаров на исходные позиции должны учитываться интересы соперника; б) игрок коснется какого-либо из шаров при подготовке к удару и вслед за этим в спешке произведет удар вопреки замечанию судьи.
Особые случаи
Сыгранный заказ сопровождается вылетом другого шара за борт: сыгранный шар засчитывается, а шар, выбитый за борт, выставляется на общих основаниях.
Задержка соперником движущегося битка: биток, движение которого было приостановлено в результате соприкосновения с рукой, одеждой, кием и т.д. соперника, устанавливается судьей в любой точке игрового поля на выбор играющего. Сыгранный заказанный шар при этом дает право на выполнение следующего удара.
Задержка или изменение соперником траектории движения заказанного шара: шар засчитывается, снимается со стола, и игрок получает право выполнить следующий удар.
Задержка или изменение соперником траектории движения незаказанного шара: шар устанавливается судьей на любую точку бильярда на усмотрение играющего. Пример: во время игры в последнем шаре прицельный шар, движущийся по направлению к битку, установленному вплотную к короткому борту, был задержан или смещен в сторону соперником. Играющий получает право просить судью установить задержанный шар в удобном для него месте: вплотную к борту как можно ближе к угловой лузе напротив дома, возле средней лузы и т.д.
Касание соперником неподвижных шаров: сдвинутые шары возвращаются на прежние позиции, и игра возобновляется без штрафа.
Создание помех при выполнении удара: толчок или какое-либо иное воздействие на игрока со стороны соперника или постороннего лица, воспрепятствовавшее выполнению им удара, дает игроку право на повторную попытку после восстановления исходной расстановки шаров судьей.
Падение в лузу зависшего шара: а) шар, остановившийся в створе лузы на несколько секунд и после этого упавший в лузу без какого-либо дополнительного удара, засчитывается игроку, и тот может продолжить игру; б) шар, остановившийся в створе лузы и упавший в результате толчка или сотрясения бильярдного стола самим игроком или посторонним лицом, не считается сыгранным и возвращается судьей на прежнее место в створ лузы, ход при этом переходит к сопернику; в) зависший шар, упавший после нанесения удара, но независимо от него, т.е. до того, как два шара успели соприкоснуться, выставляется на общих основаниях. Пример: Игрок заказывает застрявший в растворе угловой лузы шар и играет битком с руки из дома, но зависший шар падает прежде, чем биток успевает подкатиться к нему. После установки упавшего шара на заднюю отметку, игрок производит повторный удар с руки из дома на общих основаниях.
Отскок битка от поверхности игрового поля с последующим возвратом на бильярд в результате рикошета от предмета окружающей обстановки или кого-либо из окружающих: сыгранный шар засчитывается без штрафа, после чего в игру вступает соперник.
Остановка битка или прицельного шара на борту стола: шар перемещается на игровое поле вплотную к борту возле того места, на котором он остановился, сыгранные заказанные шары при этом засчитываются, но следующий удар наносит соперник.
Серия затяжных штрафных ударов (промахи, тушевание своего шара, игра своим шаром в лузу и т.п.): может привести к ничейному результату в партии по решению судьи, если такая игра носит умышленный характер, вызвана соображениями выгоды со стороны обоих партнеров и не прекращается после вынесения судьей предупреждения о необходимости изменить игровую ситуацию не более чем тремя ударами с каждой стороны.
Примеры.
1. Условие: Имеется 14-й шар, стоящий в разрезе угла дома, и тройка на коротком борту напротив. Способ игры: игра с руки из дома. Ситуация противника: в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Варианты хода: играть в тройку, чтобы она замаскировала 14-й шар, или сбивать 14-й шар обратным ходом битка от бортов. Степень риска: рискованны оба варианта, так как можно отдать свой шар. Наиболее выгодный ход: забить свой шар, чтобы вынудить соперника пойти на риск. Ответные действия соперника: поступить таким же образом по тем же причинам.
2. Условие: идет партия в последнем шаре, оба шара стоят в растворе луз, поэтому удар битком возможен только от бортов. Ситуация соперника: в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар обоим партнерам.
3. Условие: идет партия в последнем шаре, оба шара расположены так, что отыгрыш может быть затруднен. Ситуация соперника: в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар кием, чтобы он не менял положения. Ответные действия соперника: поступить таким же образом.
Различные варианты развития игры:
а) Тушевание игроком шаров в надежде на то, что у него есть партия. Если партии все же нет, потушеванные шары устанавливаются судьей на прежние позиции, после чего игра продолжается без штрафа.
б) Скопление всех шаров вокруг угловой лузы, благодаря чему партнеры могут обратиться к судье с просьбой установить биток возле лузы за шарами и после этого произвести по одному удару без заказа.
в) Падение битка в лузу или за борт – нарушивший правила игрок штрафуется и передает ход сопернику для выполнения удара с руки из дома. Дальнейшие действия соперника: В этой ситуации соперник не может играть прямо в шары, находящиеся в доме, чтобы не получить штраф с одновременным выставлением положенного шара и не отдать ход обратно первому игроку. Ему необходимо добиться выхода битка за линию дома и забивать расположенные в доме шары только от бортов.
г) Игра из временного дома при нахождении всех шаров в доме и необходимости наносить удар с руки – игра ведется на общих основаниях так же, как и из постоянного дома. Временный дом ограничивается коротким бортом, противоположным дому, и воображаемой линией, проходящей через третью точку параллельно данному борту.
д) Варианты исхода партии при наличии ошибки в подсчете очков: во всех случаях выигравшим считается тот, кто первым набрал 71 или более очков, независимо от положения партии на момент обнаружения ошибки, а также в том случае, если соперник положил последний шар еще до момента ее обнаружения.
Разновидности игры
Наиболее распространенным видом игры в «малую русскую пирамиду» является игра вдвоем, однако допустима и игра втроем.
Варианты игры втроем: каждый за себя или один против двух (пары).
Игра каждый за себя
Определение победителя: побеждает игрок, первым набравший 51 очко.
Определение второго выигравшего: после выхода из игры победителя игрок, набравший 51 очко вторым, считается вторым победителем. Третий участник считается проигравшим.
В случае нехватки очков для выигрыша партии двум оставшимся партнерам шары с необходимым для победы количеством очков выставляются с полки вышедшего из игры победителя.
Предоставление форы: не предоставляется по причине равных сил противников.
Игра один против двух (пары)
Определение победителя: побеждает тот, кто первым наберет 71 очко.
Принцип игры: играет каждый поочередно, или один играет против двух.
1) Каждый поочередно. Очередность: первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него второй партнер пары и т.д. Преимущества игры в одиночку: имеется возможность следовать выбранной тактике и играть в своем ритме. Недостатки парной игры: нет возможности вести единую тактику, поскольку игра постоянно перебивается. Предоставление форы: не менее пяти очков сыгранными шарами в пользу пары.
2) Один против двух, причем каждый играет, пока кладет шары или до первого штрафного удара. Очередность: первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него опять первый партнер пары, если одиночник дает штраф. Если одиночник кладет один или несколько шаров или первый партнер получает штраф, ход переходит ко второму партнеру и т.д. При таком способе игры один игрок играет с участниками пары практически по очереди.
Недостатки игры в одиночку: игра перебивается, возможности для маневров ограничены. Преимущества парной игры: игра идет равномерно, и каждый из партнеров имеет возможность показать лучшее, на что он способен. Работа пары: Партнеры могут выбрать сильнейшего из двух, который вступит в игру первым, а в ходе игры намеренно делать штрафные удары с целью передать удар партнеру. Последнее нередко имеет место на последнем шаре.
Подсказки партнеров друг другу: запрещены и наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу одиночника, но право следующего удара сохраняется.
Предоставление форы: возможно в случае, если один из игроков объективно сильнее других, и регулируется таблицей гандикапных очков.
Способы предоставления форы:
· сыгранными шарами (на запись);
· шарами, снятыми со стола до начала игры (со стола);
· смешанная (объединяет оба способа).
Обнаружение договоренных очков, не снятых со стола до начала партии: при смешанной форе их либо снимают, либо, если сделать это не представляется возможным, комбинируют из шаров, находящихся на игровом поле и на полке получающего, либо дают возможность получающему фору сыграть не до 71 очка, а с вычетом неснятых очков.