Маркировка шин

Маркировка автомобильных шин

 A - Производитель, название покрышки; B - Размер, индекс конструкции и рекомендуемой максимальной скорости; C - Тип конструкции; D - Дополнительные обозначения зимних и усиленных покрышек; E - Максимальная нагрузка и давление; F - Соответствие указанным требованиям ЕСЕ; G - DOT код; H - Страна производитель; J - То же что и В.

Производители шин постоянно проводят опыты, призванные оптимизировать использование рисунка протектора, профиля, твердости материала и прочие показатели. Именно поэтому на боковой поверхности готового изделия выведены многочисленные маркировки, чтобы автомобилист мог выбрать наиболее подходящие шины для своего авто. Однако разобраться в наборе цифр и букв без помощи специалиста практически невозможно. Давайте попробуем сделать это вместе на примере реально существующей маркировки: 185 / 65 / R13

Итак, первое число расстояния между краями покрышки в миллиметрах. Обратите внимание, что значение приводится в свободном состоянии. При нагрузке расстояние может несколько увеличиваться, что надо обязательно учитывать.


Следующее значение, отделенное дробью, представляет собой высоту борта шины без нагрузки, переведенную в проценты от ширины. Чтобы получить данную величину достаточно перемножить значения ширины покрышки и высоты борта, а затем полученные результат разделить на 100.

Указанная величина Н показывает предельно допустимое значение скоростного режима. Если непрерывно превышать пороговое число в течение 10 минут, шина, скорее всего, будет разорвана под действием центробежной силы.

Если на покрышке присутствует латинская буква R, то конструкция радиальная, в противном случае бюджетная диагональная модель.

Последнее число указывает на размер диска в дюймах, который сможет «принять» покрышку.

Зачастую на покрышках нанесено довольно приличное количество дополнительных обозначений, которые помогут подобрать шины для узконаправленного использования. Всяческие рекомендации и уточнения только способствуют продлению срока службы нового изделия.

Камерные шины обозначаются TUBE TYPE, бескамерные - TUI.

Соответствие стандартам различных стран производителей также определяется по маркировке: Е17 для Европы, а для США – DOT.

Износоустойчивость вычисляется с использованием понятие «базовой шины», значение коэффициента для которой равно сотне. Полученный результат выставляется после аббревиатуры TR.


Слово TRACTION предваряет коэффициент сцепления с дорожным покрытием. Обозначение ведется в сторону уменьшения значения с использование первых трех букв английского алфавита. Т.о. A – показатель наибольшего сцепления, С – наименьшего в своем классе.

Обозначение погодных условий выглядит следующим образом: грунтовые и заснеженные дороги - M+S, использование в зимний период - Winter, для повышенного сцепления во время дождя - Rain, влажное покрытие обозначается как Water (Aqua).
Состав, используемый для изготовления боковины, описывается после ключевого слова SIDEWALL, при производстве протектора - PLIES.

Пороговое значение нагрузки указывается после MAX LOAD. Здесь необходимо быть внимательным, поскольку иногда обозначение ведется не в привычных килограммах, а в фунтах.

MAX PRESSURE обозначает предельное давление, выраженное в КПа.

Направление вращения для правильной работы рисунка протектора обозначается, как ROTATION. Для этих же целей в шинах с протекторами типа микст используются дополнительные слова: Left – левая сторона, Right – правая сторона авто. Для ассиметричного рисунка значение имеет не столько направление вращения, а правильное расположение сторон: Outside (Side Facing Out) – внешняя сторона, направленная от автомобиля, Inside (Side Facing Inwards) – сторона, направленная под днище авто.

Если присутствует производственный брак, который не мешает использованию шины, устанавливается пометка DA.

На дне прорези протектора находится указатель TWI D. Как только протектор изнашивается до этого значения, шина становится непригодной для использования.

Латинская буква после слова TEMPERATURE обозначает вероятность температурного износа. Обозначение сходное с показателем сцепления.

И, наконец, на боковине нанесено название страны производителя, например, GREAT BRITAIN