Заключение договора на оказание услуги

Как правильно заключить договор на оказание услуги

 

Каждый из нас периодически обращается в химчистку или прачечную, к обувных или часовых дел мастеру, а также в парикмахерскую. Все эти фирмы, предприятия и агентства занимаются бытовыми услугами, то есть помогают гражданам устраивать и благоустраивать свой быт.

Бытовые услуги, оказываемые населению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируются законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания граждан.

Оказание бытовых услуг – удовлетворение повседневных нужд людей. Но словосочетание «служба быта» имеет отношение к тем услугам, которые не являются жизненно необходимыми. Так, одежду можно покупать в магазине или шить дома, но не в ателье. Стирать одежду – вручную, а не в прачечной. Даже отремонтировать обувь можно своими силами, не обращаясь к мастеру.

Как видно из этих примеров, цель служб, оказывающих бытовые услуги, - помочь в решении некоторых вопросов, облегчить жизнь граждан, взяв на себя часть их повседневных дел.

Предприятия данного уровня оказывают услуги (выполняют те или иные работы), но не занимаются продажей товаров. Чтобы услуга была оказана, заключают договор. Его предмет зависит всякий раз от того, какой набор услуг заказывает клиент. Простой пример: при походе в прачечную можно ограничиться простой стиркой одежды, но возможен и вариант с глаженьем, мелким ремонтом и доставкой на дом. Соответственно, договоры в данных случаях будут различаться.

Предлагаем воспользоваться советами по правильному выбору службы быта. Они универсальны. А значит, подойдут как для тех, кто ищет хорошее ателье, так и для тех, кому нужно сделать фотографии.

Первым делом следует сравнить результаты работы нескольких фирм. Как правило, образцы продукции выставлены на всеобщее обозрение: костюмы и пальто в ателье и портреты, пейзажи – в фотостудиях. Если на данном этапе Вы остались довольны тем или иным учреждением, можно прекратить поиски.

Далее нужно выяснить, какой мастер сделал вещь, которая привлекла Ваше внимание. А затем заключить договор с этим работником. Ведь если на витрине стоят манекены в красивых платьях, это не значит, что специалисты ателье одинаково справляются с задачей. Уровень мастерства у всех разный. Причем, даже в салонах с известным именем. Это значит, что обращать внимание на цену не стоит. Дорого – не значит хорошо, дешево – не значит плохо. Только на результаты труда каждого отдельно взятого специалиста.

После того, как Вы окончательно определились с выбором фирмы, наступает время заключения договора на оказание необходимой бытовой услуги. Соглашение может быть письменных или устным. Первое, как правило, характерно для ателье и обувной мастерской. Второе – для салонов красоты и парикмахерских, поскольку работа совпадает со временем заключения договора.

Чтобы не оказаться в неприятном положении, советуем обращать внимание на то, чтобы все письменные соглашения были выполнены в двух экземплярах. Одна квитанция перейдет в Ваши руки, другая – останется у мастера. Если же вместо договора, созданного по всем правилам, Вам дают бумажку произвольной формы с набором знаков, понятных лишь исполнителю заказа, то в случае неудовлетворительно оказанной услуги Вы не сможете что-либо доказать.

Договор важен также потому, что в нем оговорены конкретные сроки, по истечении которых Вы получите выполненную работу. А потому не возмущайтесь, если представитель той или иной службы откажет Вам в оформлении сделки из-за того, что в наличии нет сырья, материала и пр. Это обстоятельство говорит о том, что исполнитель уважает законы и права потребителей. То есть не желает заключать договор, а потом нарушать его пункты.

После того, как вещь передана исполнителю заказа, на него накладывается ответственность за ее сохранность и качество. В случае, когда работа не может быть выполнена без нанесения ущерба вещи, об этом должно быть прописано в договоре и доведено до сведения заказчика. Он решает, подтвердить договор или расторгнуть. Если мастер не сообщил клиенту об этом обстоятельстве, все расходы, которые возникают в процессе работы, накладываются на специалиста.

Чтобы не возникло путаницы, вещь, сдаваемая в ремонт или прачечную, должна быть самым подробным образом описана в договоре (квитанции). Иначе можно распрощаться с новыми сапожками и забрать домой чужие, рваные, на четыре размера больше. Только в сказке про Золушку туфельку отдали той, кому она подошла. В реальности размер и форма стопы - не доказательство.

Если в соглашении, которые Вы заключили с бытовой службой, сказано, что «мастерская не несет ответственности за потерю вещи», не расстраивайтесь. Существует законодательство, говорящее об обратном. А потому нерадивые работники будут вынуждены компенсировать заказчику пропажу: предоставить вещь, аналогичную исчезнувшей или испорченной, либо заплатить стоимость вещи, умноженную на два, возвратив также все расходы, связанные с ремонтом. И здесь также важно помнить о договоре, содержащем максимум сведений о вещи. Так проще вернуть обратно то, что Вам по праву принадлежит.

Исполнитель заказа также обязан предоставлять гарантию на свою работу. Если в течение гарантийного срока что-то произошло с вещью, Вы имеете право на уменьшение стоимости оказанной услуги, расторжение соглашения и возмещение убытков, а также возмещение расходов, которые Вы понесли при устранении недостатков (самостоятельно или с помощью других лиц).

Если специалист, оказывающий бытовую услугу, не справился с работой в срок, обозначенный в тексте договора, заказчик может выбрать один из путей действий (на выбор):

  • аннулировать договор (и возвратить деньги);
  • настоять на снижении стоимости услуги;
  • договориться о новом сроке оказания услуги и настоять на снижении ее стоимости;
  • сделать работу самостоятельно или при помощи других лиц и настоять на том, чтобы расходы были возмещены исполнителем.

Заказчик имеет право на полное возмещение морального вреда и понесенного материального ущерба, если работа не была выполнена в указанные сроки.

Если выполненная бытовой службой работа не отличается нужным качеством, потребитель может потребовать снижения стоимости услуги, бесплатного устранения дефектов, возмещения расходов, связанных с их устранением своими силами или с помощью других людей, а также бесплатного изготовления аналогичной вещи.

В случае неудовлетворительно оказанных повторных услуг можно смело расторгать договор и требовать возвращения денег.

Если же по тем или иным причинам потребитель решит отказаться от уже оформленного заказа, то он имеет право заявить о расторжении договора. И мастер должен подчиниться этому требованию. Но первый, в данном случае, обязан оплатить весь объем уже выполненных работ, а также компенсировать убытки, возникшие при расторжении данного договора.

Илья Гостеев