Сущность дистанционного обучения
Современные технические средства стали широко применяться в обучении, с помощью чего осваиваются информационные технологии, но насколько такое обучение эффективно по сравнению с традиционными способами обучения?
Дистанционное обучение может соперничать с привычными способами обучения информационных технологий и занять основное место.
Сравнительно давно в аудиториях распространено компьютеризированное обучение под руководством преподавателя(Computer-Baser Training, CBT) , при котором используются компакт-диски на студенческой настольной системе, сейчас новым и основным источником учебных материалов стал Internet . Общение с учениками и преподавателями стало осуществляться по электронной почте или аудиосвязи, с помощью протоколируемых дискуссий. Осуществляется работа в интерактивных лабораториях и с эмуляторами. Несомненным плюсом Internet стало обновление учебных материалов в реальном времени. При интерактивном обучении загрузка материалов учебного курса может осуществляться из виртуальной аудитории с помощью браузера Web.
Дистанционное обучение - понятие расплывчатое, так как включает в себя слишком много видов и программ обучения. В данном обучении можно выделить две основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронном методе обучения общение студентов и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. При асинхронном подходе студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. Выполнив задание в соответствии с аудиторной программой , передает работу преподавателю для проверки.
Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются. В данной статье мы проанализируем тенденции рынка, рассмотрим варианты обучения с освоением информационных технологий , выделим преимущества и недостатки систем и проанализируем эффективность целесообразность дистанционного обучения.
В чем же отличие между дистанционным и заочным обучением?
При заочном образовании обучение происходит по одному общему для всех плану , лекции проходят в общих аудиториях, контрольные и курсовые работы сдаются в установленный срок, предметы изучаются всеми учениками в определенные для всех часы, летние и зимние сессии в одинаковые для всех сроки. Хоть и студентов заочных отделений много, преподаватели, честно говоря, к ним не благосклонны.
Основное отличие дистанционного образования то, что каждый ученик проходит курс по индивидуальному плану, составленным им самим , согласованным с преподователем.
Каждому студенту соответствует свой преподаватель, задача которого организовывать основные этапы обучения ученика. Ученик получает консультации у преподавателя по непонятным ему вопросам, отдает ему на проверку контрольные работы, тесты, готовится с его помощью к экзаменам. Общение между учеником и преподавателем постоянно осуществляется с помощью телефона, через интернет или спутник.
После оплаты обучения ученик зачисляется на занятия и сразу получает комплект учебных материалов «дистанционный», в который входят тексты лекций, задачи, практикумы, задания для самостоятельной работы. Материалы собраны не в привычных учебниках, а на CD, бумажных, аудио- и видеоносителях.
Также важным отличием дистанционного образования от заочного является то, что ученик самостоятельно организует свой темп обучения и последовательность изучаемых предметов. Хотя дистанционному обучению присуща жесткая отчетность, которая обеспечивает полное прохождение курса учеником. Отсутствие прямого контроля ученика по прохождению материала создает иллюзию, что можно не изучая материал, получить диплом. Но обязательная отчетность студента по пройденному разделу курса перед своим преподавателем, предоставляя выполненные тесты и контрольные работы, не даст расслабиться и получить диплом, не приложив особых усилий. Только отчитавшись по пройденному материалу, ученик переходит к изучению следующего курса. Диплом об окончании дистанционного обучения не отличается от обычного (также пишется, что данный ученик прослушал полный курс, и не указывается на какой форме обучения).