Дистанционное обучение в России
Трудно представить, но ещё каких-то 5-7 лет назад получение образования на дому - через Интернет - считалось привилегией иностранцев. Сегодня же практически каждое высшее учебное заведение в России предлагает на выбор такую возможность и своим учащимся. Конечно, до «золотого века» ещё далековато: дистанционное обучение (ДО) до сих пор не имеет под собой никакой законодательной базы, каналы связи (Интернет) не везде хорошо развиты, методические и учебные пособия составляются по разным алгоритмам, что мешает эффективности обучения. Хотя есть и некоторые сдвиги, стоит обратить внимание, что образовательное сообщество России стало относиться к дистанционному обучению терпимее и принимать его в расчет.
Такой вывод из наблюдения за пятилетней работой специалистов сделал председатель комиссии Минобразования РФ по анализу результатов эксперимента в области дистанционного обучения, ректор МГТУ им.Н.Э.Баумана Игорь Федоров. Об этом новом направлении в образовании, которое в скором времени может стать чуть ли не основным в работе университетских комплексов, поставили вопрос на очередном заседании коллегии Минобразования РФ.
Провести широкомасштабный эксперимент по развитию ДО на российском образовательном пространстве сочли необходимым после проведенного в 1996 году Конгресса ЮНЕСКО в Москве. Форум четко показал, что очень многие страны уже не представляют дальнейшего развития и совершенствования национальных образовательных систем без внедрения использования новых дистанционных технологий. Таким образом, Россия представила перед участниками конгресса свою программу развития дистанционного образования. Эксперимент по апробации нового вида обучения начался в июле 1997 года. На первом этапе (период 1997-1999 года) внимание больше всего обращалось на отработку и совершенствование технического, технологического, учебно-методического и организационного обоснования ДО. Главной задачей второго этапа (1999 - 2002 гг.) ставилось создание нормативных и правовых документов, регулирующих применение и использование технологий «дистанта» в образовательном процессе.
В этой экспериментальной программе приняли участие ВУЗы с различными формами собственности: государственной – МГУ Экономики, статистики и информатики, и негосударственной - Современный гуманитарный университет. На втором этапе в эксперимент «влились» Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский государственный индустриальный университет, Российский университет дружбы народов и другие, Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Всего в сумме 16 высших учебных заведений в России. За период проведения эксперимента они организовали 588 учебных центров. Более 206 тысяч желающих получить образование прошли начальную подготовку с использованием новых технологий ДО, в этом же процессе учавствовали 13 тысяч преподавателей, тьюторов и педагогов-технологов. Около 45 тысяч выпускников прошли итоговую аттестацию в госаттестационных комиссиях довольно хорошо. Если в 1997 году говоря о ДО подразумевали только возможный путь получения образования, из «далекого будущего», то сегодня уже некоторые элементы дистанционного обучения, например, кейсы, Интернет и сетевые технологии, свободно и часто используют и в традиционных формах обучения.
С учетом приобретенного в ходе эксперимента опыта реализации ДО, были разработаны и внедрены новые нормативные документы, которые практически полностью легализировали методы дистанционного образования. По этим документам большую долю ответственности за качество подготовки специалистов несет не филиал или представительство, а головной ВУЗ. Разработана `Методика организации дистанционного обучения в учреждениях высшего профессионального образования РФ` и проекты множества отраслевых стандартов. На парламентских слушаниях несколько лет назад эксперимент по ДО и непосредственно само направление развития методов обучения с помощью информационного и телекоммуникационного техобеспечения получило положительную оценку. Руководителям некоторых ВУЗов, участвовавших в эксперименте, была присвоена премия Правительства за разработку и внедрение научно-методических и организационно-технологических основ федеральной университетской сети ДО.
В ходе эксперимента выяснились и слабые места ДО, и как раз от того, удастся ли избавиться от них, зависит судьба дальнейшего развития новых технологий в образовании. Например, еще далеко не вся академическая общественность истребила в себе предубеждение и негативное отношение к роли дистанта в образовании. Исторически получилось так, что большинство ВУЗов, участвующих в процессе ДО, работают автономно друг от друга, а это, естественно, замедляет обмен результатами и, соответственно, дальнейшее развитие. Отсутствие международных стандартов затрудняет принятие российского ДО в общемировое образование. Быстрое развитие электронно-сетевых технологий во всем мире, выход образовательного процесса на мировой рынок, заполнение образовательного рынка ДО-продуктами и технологиями, доведенными до единого стандарта качества, ведут к международной конкуренции образовательных организаций. И Россия пока в этой конкурентной борьбе занимает отнюдь не первые места, так как недоработок ещё очень много. Как и где следует установить площади для проведения дистанционного обучения? Каковы нормативы и требования к профессорско-преподавательскому составу при технологиях ДО? Есть ли особые требования к оснащению и составу библиотек? И т.д.
Вопросов накапливается много. Основные трудности в ДО это:
-принятие проект закона по ДО, который уже проходил первое чтение в Госдуме и, должен скоро выйти `во второй тур`;
-разработка методики применения технологий дистанционного образования в ВУЗах России, от утверждения которой напрямую зависит, когда и насколько качественные выйдут на свет новые документы, легализующие применение дистанционного обучения.
Министр Владимир Филиппов призвал на очередном заседании коллегии обсудить конкретные формулировки будущих нормативных документов.
До сих пор остаются нерешенными ряд проблем, из которых выделят основные четыре «болевые точки»:
Первая: нужно ли давать филиалам ВУЗов аккредитацию головного образовательного учреждения в части дистанционного образования? Сейчас, пока только в проекте закона, имеется пункт, что в рамках дистанционных технологий аккредитация alma mater автоматически распространяется и на его филиалы. Правда, есть там одно достаточно сомнительное уточнение: решение об аккредитации ВУЗа в области ДО принимается с учетом проверки работы его филиалов. А если, например, один из десяти филиалов ВУЗа работает недостаточно хорошо, надо этот ВУЗ закрывать?
Второе: вопрос о лицензии образования. Каково максимально допустимое число студентов, получающих образование с помощью ДО-технологий? Разделять ли их на группы очников и заочников?
Третье: распространяются ли на `ДО` студентов (в том числе это касается и филиалов) все приоритеты формы обучения, по которой они числятся в ВУЗе, в частности очной? До поры до времени закон на их стороне. Но призрак армии постоянно маячит на горизонте: если по ДО молодые люди зачислены на очное отделение, то обойдет ли их призыв стороной? Или же другой спорный вопрос: студент зачислен на очное отделение, но 90% дисциплин изучает посредством Интернет-технологий – это считается очной формой обучения?
Четвертое: разнообразие новых информационных средств, используемых при дистанционном обучении, кейс, Интернет, телевизионно-спутниковые технологии, наводят на вопрос о выборе какого-то основного средства передачи. Но вдруг это повлияет на эффективность обучения? Или нужно искать баланс среди средств обучения, который в итоге будет давать наиболее качественное обучение?
И, пятое: дистант - это форма обучения или новые технологии обучения? Например, в Казахстане наряду с традиционными формами получения знаний (очной, очно-заочной, заочной) утвердили ещё и дистанционную. Прописали для нее все требующиеся нормативы: по площадям, преподавателям и процессу получения диплома.