У изобретений, как и у людей, судьбы разные: одна извивистая и сложная, другая ровная, как столбовая дорога.
У электромобиля судьба непростая. Он появился, опередив время, но уже более чем полтора столетия не может выбраться из лабиринта проблем, чтоб быть поставленным на службу человеку.
Автомобиль же, пройдя стремительный эволюционный путь, за сотню лет превратился почти в совершенство. Он настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что мы уже не представляем, как можно без него обходиться.
Вопрос «Зачем мужчине автомобиль» мало кого поставит в тупик. Особенно теперь, когда время решает многое и зачастую нужно быть в нескольких местах почти одновременно, невзирая на погоду и время суток.
Мы любим автомобиль за мощь, скорость, комфорт, красивый дизайн. Любим настолько, что готовы закрыть глаза на его недостатки: ядовитые выхлопные газы, пожаро- и взрывоопасность, сложность технического обслуживания и ремонта.
Да цены на горючее чем дальше — больше кусаются.
И человечество, особенно в периоды экономических потрясений, нет-нет, да и вспомнит об электромобиле, который мог бы избавить его от множества проблем.
Немного истории
Электромобиль появился в 30-40-х годах девятнадцатого столетия в Англии и США. Первые модели были неуклюжи и тихоходны.
С течением времени их конструкция совершенствовалась: улучшались характеристики, росла максимальная скорость передвижения. Если вначале электромобиль едва мог обогнать пешехода, то в 1895 г. была достигнута скорость более 63 км/час, а в 1899-м она перешагнула рубеж 100 км/час.
Двигатель внутреннего сгорания ещё изобретён не был и экипажи с электрическим приводом успешно конкурировали с паровыми автомобилями. В США, например, в 1900-м году их было примерно поровну.
В начале двадцатого столетия электромобиль пережил настоящий бум. Его производство было налажено в Европе (Англия) и в США и составляло примерно 10 тыс. штук в год. В 1910-х годах в одном Нью-Йорке работало 70 000 электромобилей-такси.
Несмотря на свои недостатки, электромобиль рассматривался как перспективный вид транспорта. А они были серьёзными: большой вес аккумуляторных батарей, длительное время зарядки, малый пробег от одной зарядки.
Изобретение двигателя внутреннего сгорания стало фатальным для судьбы электромобиля. Он вынужден был уступить место более удобному автомобилю. В течение первой половины двадцатого столетия производство электромобиля пошло на спад. Характерен пример американской компании Detroit Electric, выпускавшей электромобили с 1907-го года. В лучшие годы компания производила до 2 тыс. штук в год, но из-за низкого спроса была вынуждена постепенно сокращать производство и полностью его прекратила в 1942-м году.
Об электромобиле на некоторое время забыли.
О нём снова заговорили уже в 60-е в связи с экологическими проблемами, затем в 70-е после резкого скачка цен на горючее из-за энергетических кризисов.
И снова электромобиль, или воспоминания о будущем
Начиная с 80-х годов прошлого века известные автомобильные компании (Nissan, Mitsubishi, GeneralMotors, BMV, Chevrolet) начали заниматься разработкой и производством электромобилей. В отличие от предыдущих лет изготавливались не опытные образцы, а серийные модели.
В 90-е годы в некоторых странах были приняты законы и правительственные программы, направленные на развитие электромобиля как перспективного вида транспорта. Так в США вышел закон ZeroEmissionMandat, согласно которому производство электромобилей должно было составить в 1998-м году 2% от общего количества автомобилей, в 2003-м — 10%, в 2010 — 15%. Закон впоследствии был отменён, но сыграл свою положительную роль в становлении электромобилестроения в США.
В эти годы появились новые серийные модели полностью электрических ToyotaRAV4 EV, Ellica, GeneralMotors ЕV1, REVA, NissanLEAF и многие другие. Выпущено сотни тысяч гибридных автомобилей, среди которых выделяется популярная во всём мире Toyota Prius.
В 2004 году в США эксплуатировалось уже около 56 000 электромобилей. И в настоящее время, кроме серийных моделей, там довольно часто встречаются самодельные электромобили, переделанные из обычного автомобиля: в продаже имеются наборы для конвертации автомобиля по цене от $1500.
Осенью 2010 года электромобиль Nissan LEAF на конкурсе «Европейский автомобиль года» был назван победителем.
Купить электромобиль можно теперь и в России: в июне 2011 г началась официальная продажа электромобиля Mitsubishi i-MiEV и появилась первая электрозаправка.
Преимущества и недостатки электромобиля
Чем же так привлекателен электромобиль, что заставляет время от времени о себе вспоминать?
По некоторым параметрам преимущества электромобиля перед автомобилем неоспоримы.
Первое и главное — полное отсутствие каких-либо выбросов в атмосферу. С тех пор, как автомобиль стал массовым, эта характеристика по значимости занимает первое место.
Второе, не менее важное преимущество — безопасность электромобиля. Отсутствие в снаряжении горючих, к тому же — взрывоопасных смесей, делают электромобиль значительно безопаснее автомобиля, особенно в аварийных ситуациях.
Благодаря широкому диапазону регулирования числа оборотов электродвигателя без снижения величины крутящего момента на валу, электромобилю не нужна коробка передач. А если учесть, что отсутствуют также системы смазки и приготовления топливной смеси, становится очевидным, что конструкция электромобиля проста и надёжна.
Отсюда — простота и удобство управления.
Коэффициент полезного действия у электромобиля более чем в 2 раза выше, чем у автомобиля! При более низкой стоимость потребляемой энергии и при более простом и не таком частом техническом обслуживании, эксплуатационные расходы на содержание электромобиля в несколько раз ниже, чем мы тратим на содержание автомобиля.
Так почему же мы медлим?
Почему не пересядем в электромобиль?
Не всё так просто. Есть и обратная сторона медали.
Используемые в настоящее время аккумуляторные батареи для электромобиля либо очень тяжелы, либо слишком дороги и дефицитны. К тому же, время их зарядки ещё значительно, а пробег электромобиля от одной зарядки в несколько раз меньше, чем пробег автомобиля при полной заправке.
Зарядных станций практически нет. Если заряжать аккумуляторную батарею дома, время зарядки существенно удлинится. Да и домовые электрические сети могут не выдержать дополнительной нагрузки.
Есть также мнение, что развитие этого вида транспорта сдерживается искусственно по политическим соображениям. Ведь углеводородное топливо автомобиля — это продукты переработки нефти и газ, а нефть и газ — это большие деньги. Кроме того, транснациональные автомобильные корпорации не спешат отказываться от своих прибылей, сокращая производство обычных автомобилей.
И последнее, но существенное замечание. Современный человек психологически ещё не готов к замене традиционного автомобиля на электромобиль.
Электромобиль уже стоит у наших ворот
Недостатки электромобиля, какими бы причинами они ни были вызваны, всё ещё не позволяют ему по сумме показателей сравниться с автомобилем — его время ещё не пришло.
Но уже имеются энергоёмкие аккумуляторы для электромобиля, позволяющие ему преодолевать расстояния в сотни километров без подзарядки.
Есть конденсаторные источники питания высокой ёмкости — ионисторы, которые заряжаются доли секунды.
Разработаны и совершенствуются топливные элементы, позволяющие получать электрический ток при реакции окисления водорода.
Уже создано колесо со встроенным электродвигателем — так называемое мотор-колесо, которое делает легко осуществимым вариант электромобиля с полным приводом.
Появились первые зарядные станции и число их возрастает.
Но главное, пожалуй, всё же не в этом.
Хотя энергоносители имеют тенденцию во всём мире к подорожанию, но стоимость нефти и газа растёт более высокими темпами по сравнению с электроэнергией.
К тому же, в условиях постоянно возрастающего количества выбросов в атмосферу угарного и углекислого газов огромной массой автотранспорта всё заметнее становится влияние парникового эффекта на климат нашей планеты.
Последние две причины в скором будущем просто не оставят человечеству другой альтернативы.
Электромобиль уже стоит у наших ворот!