- Изучение английского языка
- Учим английский язык
- Лексика английского языка
Лексика - это тот словесный материал, которым студенты должны научиться легко и быстро оперировать в процессе общения на иностранном языке. Усвоение лексического материала является одной из важнейших целей на занятии по иностранному языку. Ее достижение влияет на развитие обучение общению на иностранном языке в устной и письменных формах.
Усвоение лексики является необходимым условием для формирования речевой деятельности, поскольку она является одной из ее важнейших компонентов. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку.
На протяжении многих десятилетий ученые исследовали проблему обучения лексического материала. Но этот вопрос и до сих пор остается актуальным. Ведь успешное овладение иностранными лексическими единицами - одно из важнейших условий усвоения языка. Для достижения достаточно быстрых результатов необходимо ограничить объем лексического материала, тщательно выбирать перспективные направления усвоения языка. Это может быть лексика повседневного общения, тематика и содержание которой достаточно отражены в учебниках, а также в многочисленных разговорниках и пособиях по иностранному языку.
Большинство методистов считают, что слова и словосочетания должны усваиваться не в изолированном виде, а единстве трех аспектов - лексики, грамматики и фонетики. Овладение иностранной лексикой можно представить как определенную последовательность действий по восприятию лексических единиц, ознакомление с их содержательной стороной, их осмысление, запоминание, а также приобретение навыков употребления и распознавания лексических единиц в речи.
Различают акт ознакомления со словом и процесс его усвоения. Акт ознакомления предусматривает одновременную подачу формы лексической единицы (ее слухового, артикуляционного, зрительного и рукомоторного образа) и ее значение, которое обусловливает появление в сознании студента нужных ассоциаций между материальным и смысловым планам слова или словосочетания.
Акт ознакомления является кратковременным, а процесс усвоения - довольно длительный процесс. Нужно постоянно формировать и расширять словарный запас студентов за счет новых лексических единиц. Различают активный и пассивный лексический запас. Активный запас сравнительно ограниченный. Он формируется в результате основательной проработки материала и используется в выражениях и на письме. Пассивный запас значительно шире и на его основе строится процесс чтения и восприятия чужой речи на слух.
Названные две категории лексического материала постоянно меняются, в частности расширяются по мере обогащения опыта человека. При обучении иностранному языку каждая из них требует особого внимания и формируется в течение всего периода обучения.
Следует постоянно обращать внимание студентов на многозначность слов и учить их распознавать так называемых «ложных друзей переводчика». Важно постоянно выполнять много упражнений на образование синонимических и антонимических рядов слов. Это поможет студентам быстро ориентироваться в речевых ситуациях. Усвоение лексики - процесс длительный. Методически обоснованным является усвоение тех словосочетаний, выделяемых одной определенной функцией в предложении.
Начиная работу над определенным лексическим материалом следует учитывать его назначение - пополнение активного или пассивного запаса, а также его категорию - знаменательные или структурно - служебные слова. Согласно этого определяется и последовательность его усвоения. Целенаправленное усвоение лексического запаса слов включает следующие этапы:1) хоровое повторение слов и словосочетаний за учителем;2) запись необходимых для усвоения словосочетаний в словари;3) хоровое чтение новых словосочетаний с последующим объяснением ихзначений;4) домашнее задание: пользуясь словарем, перевести слова и словосочетания, выписать их с транскрипцией и переводом в словари и запомнить значения;5) письменные упражнения на закрепление слов и словосочетаний;6) контроль - фронтальный или в парах;7) включение лексики в процесс чтения.
Для усвоения лексического материала очень эффективно использование ситуативных задач и ролевых игр. Они могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью студента. Такие задания помогут им в решении будущих коммуникативных проблем. Например, для студентов экономических специальностей это могут быть ситуативные задания и игры, связанные с открытием счета в банке, получением займа, заключение договора и т.д..Студенты должны научиться принимать новые слова свободно, без внутреннего перевода, приспосабливаясь к языковым изменяющимся ситуациям.
Перед выполнением ситуативных задач следует повторить изученную лексику, обращая внимание на слова, которые трудно читаются и произносятся. Преподаватель постоянно добавляет к ранее изученным словам новые, а значит, расширяется количество коммуникативных ситуаций. Для организации такой работы следует использовать опорные карточки, компьютерные презентации.
Задачи лексического характера можно разрабатывать в виде кроссвордов, ребусов и других творческих форм. В процессе таких видов работы студенты усваивают и учатся активно употреблять в речи большое количество лексических единиц. Таким образом, лексический материал иностранного языка - это словарный запас, разговорный минимум, которым студенты должны владеть в учебном заведении. Задача преподавателя в данном случае - донести до студентов, усвоить и закрепить как можно больше лексических единиц для того, чтобы они могли использовать их в дальнейшей практике общения.