1_prev.jpg

   Лексика - это тот словесный материал, которым студенты должны научиться легко и быстро оперировать в процессе общения на иностранном языке. Усвоение лексического материала является одной из важнейших целей на занятии по иностранному языку. Ее достижение влияет на развитие обучение общению на иностранном языке в устной и письменных формах.

2_prev.jpg


    Усвоение лексики является необходимым условием для формирования речевой деятельности, поскольку она является одной из ее важнейших компонентов. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку.

3_prev.jpg


   На протяжении многих десятилетий ученые исследовали проблему обучения лексического материала. Но этот вопрос и до сих пор остается актуальным. Ведь успешное овладение иностранными лексическими единицами - одно из важнейших условий усвоения языка. Для достижения достаточно быстрых результатов необходимо ограничить объем лексического материала, тщательно выбирать перспективные направления усвоения языка. Это может быть лексика повседневного общения, тематика и содержание которой достаточно отражены в учебниках, а также в многочисленных разговорниках и пособиях по иностранному языку.

4_prev.jpg


    Большинство методистов считают, что слова и словосочетания должны усваиваться не в изолированном виде, а единстве трех аспектов - лексики, грамматики и фонетики. Овладение иностранной лексикой можно представить как определенную последовательность действий по восприятию лексических единиц, ознакомление с их содержательной стороной, их осмысление, запоминание, а также приобретение навыков употребления и распознавания лексических единиц в речи.


   Различают акт ознакомления со словом и процесс его усвоения. Акт ознакомления предусматривает одновременную подачу формы лексической единицы (ее слухового, артикуляционного, зрительного и рукомоторного образа) и ее значение, которое обусловливает появление в сознании студента нужных ассоциаций между материальным и смысловым планам слова или словосочетания.

7_prev.jpg


   Акт ознакомления является кратковременным, а процесс усвоения - довольно длительный процесс. Нужно постоянно формировать и расширять словарный запас студентов за счет новых лексических единиц. Различают активный и пассивный лексический запас. Активный запас сравнительно ограниченный. Он формируется в результате основательной проработки материала и используется в выражениях и на письме. Пассивный запас значительно шире и на его основе строится процесс чтения и восприятия чужой речи на слух.


    Названные две категории лексического материала постоянно меняются, в частности расширяются по мере обогащения опыта человека. При обучении иностранному языку каждая из них требует особого внимания и формируется в течение всего периода обучения.


   Следует постоянно обращать внимание студентов на многозначность слов и учить их распознавать так называемых «ложных друзей переводчика». Важно постоянно выполнять много упражнений на образование синонимических и антонимических рядов слов. Это поможет студентам быстро ориентироваться в речевых ситуациях. Усвоение лексики - процесс длительный. Методически обоснованным является усвоение тех словосочетаний, выделяемых одной определенной функцией в предложении.

8_prev.jpg


   Начиная работу над определенным лексическим материалом следует учитывать его назначение - пополнение активного или пассивного запаса, а также его категорию - знаменательные или структурно - служебные слова. Согласно этого определяется и последовательность его усвоения. Целенаправленное усвоение лексического запаса слов включает следующие этапы:1) хоровое повторение слов и словосочетаний за учителем;2) запись необходимых для усвоения словосочетаний в словари;3) хоровое чтение новых словосочетаний с последующим объяснением ихзначений;4) домашнее задание: пользуясь словарем, перевести слова и словосочетания, выписать их с транскрипцией и переводом в словари и запомнить значения;5) письменные упражнения на закрепление слов и словосочетаний;6) контроль - фронтальный или в парах;7) включение лексики в процесс чтения.


   Для усвоения лексического материала очень эффективно использование ситуативных задач и ролевых игр. Они могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью студента. Такие задания помогут им в решении будущих коммуникативных проблем. Например, для студентов экономических специальностей это могут быть ситуативные задания и игры, связанные с открытием счета в банке, получением займа, заключение договора и т.д..Студенты должны научиться принимать новые слова свободно, без внутреннего перевода, приспосабливаясь к языковым изменяющимся ситуациям.

3_prev.jpg


   Перед выполнением ситуативных задач следует повторить изученную лексику, обращая внимание на слова, которые трудно читаются и произносятся. Преподаватель постоянно добавляет к ранее изученным словам новые, а значит, расширяется количество коммуникативных ситуаций. Для организации такой работы следует использовать опорные карточки, компьютерные презентации.


   Задачи лексического характера можно разрабатывать в виде кроссвордов, ребусов и других творческих форм. В процессе таких видов работы студенты усваивают и учатся активно употреблять в речи большое количество лексических единиц. Таким образом, лексический материал иностранного языка - это словарный запас, разговорный минимум, которым студенты должны владеть в учебном заведении. Задача преподавателя в данном случае - донести до студентов, усвоить и закрепить как можно больше лексических единиц для того, чтобы они могли использовать их в дальнейшей практике общения.
 

(0 голосов)