Андрей Осипович Карелин. Виды Нижнего Новгорода. Портреты.
XIX век был веком рождения фотографии. Вполне естественно, что поначалу фотография подражала живописи и графике. Но уже во второй половине XIX века она оказывала и обратное влияние на эти виды изобразительного искусства. Такое взаимодействие сыграло выдающуюся роль в эволюции художественного видения того времени.
В становлении реалистической эстетики фотографии и большое значение имело творчество нижегородского светописца Андрея Осиповича Карелина. Его судьба художника-разночинца крайне характерна для того времени.
Он был как и В. Г. Перов, внебрачным сыном крестьянки. Подобно И. Н. Крамскому и В. И. Репину, проявив склонность к рисованию, попал в обучение к иконописцам. Как и В. И. Сурикову, ему повезло: нашелся помещик-меценат, который отправил талантливого юношу учиться в Петербургскую Академию художеств. Уже в годы обучения в академии, которую Карелин окончил в 1864 году, он начал заниматься фотографией и увлекся ею. Вынужденный по состоянию здоровья уехать из Петербурга, Карелин сначала поселяется в Костроме, а в 1866 году переезжает в Нижний Новгород. Здесь, на Осыпной улице, он открывает свое ателье с вывеской Фотография и живопись художника А. Карелина. Фотокартины Карелина проникнуты поэтическими интонациями камерного повествования, полного человечности, теплоты, задушевности.
Следующий альбом
Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Архитектура