Выбираем объектив
Зеркальные камеры хороши тем, что к ним, в зависимости от ситуации съемки, можно прикреплять самые разные объективы. Если хотите, объектив – это окно камеры во внешний мир. Через объектив проходит свет, благодаря чему на матрице камеры формируется изображение. Правильно подобранный объектив позволяет фотографу осуществлять самые невообразимые художественные задумки.
Не ко всем камерам подходят одинаковые объективы. Многие производители намеренно делают так, чтобы их камеры были несовместимы с объективами других фирм - просто изготовляют камеры с разными креплениями - байонетами. Canon, например, изготовляет камеры с механизмом крепления объектива типа Canon EF, Nikon - с байонетом типа Nikon AF, а Olympus предлагает крепление Zuiko Digital, формат 4/3. Поэтому перед покупкой объектива сначала посмотрите, какое крепление у Вашей камеры. А такие производители, как, например Sigma, изготовляют объективы, которые можно соединять с разными камерами нескольких производителей. Например, объектив Sigma AF 10-20 мм. f/4-5,6 EX DC HSM прекрасно подходит и к камерам Nikon, и к моделям Canon.
С креплением объектива немного разобрались. Теперь обратим пристальное внимание на фокусное расстояние объектива - выбирайте нужное Вам в зависимости от того, что Вы будете фотографировать. Фокусное расстояние бывает переменным или фиксированным - последний имеет более простую конструкцию, позволяет создавать более резкие снимки, меньше страдает от различных искажений, таких как хроматические аберрации и виньетирование.
В зависимости от фокусного расстояния объективы можно разделить на несколько групп: - широкоугольные (расстояние 12 – 35 мм.),
- стандартные (40 – 50 мм.),
- портретные (80 – 135 мм.)
- телеобъективы (200 мм. и более).
Также существуют объективы, предназначенные для более специфических условий съемки, такие как fish-eye, tilt, shift. Еще есть так называемые универсальные объективы с фокусным расстоянием, например, 18-200 мм., правда, качество изображений, сделанных с помощью таких объективов не так впечатляет, как широкий диапазон фокусных расстояний. Лучше выбрать диапазон поменьше, чтобы не страдало качество картинки.
Применение объектива того или иного типа не ограничивается какими-то строгими правилами, просто существуют определенные рекомендации по применению того или иного объектива в конкретной ситуации для получения впечатляющих качественных снимков - ведь это и является целью фотографа.
Фотографируйте с помощью широкоугольного объектива, если хотите визуально увеличить пространство. Обычно такие объективы используют для пейзажной съемке и фотографии архитектурных сооружений. Лучше для такого типа съемки использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
Наиболее универсальными считаются стандартные объективы - их угол зрения практически совпадает с человеческим, поэтому они подходят для съемки любого сюжета при условии, что объект съемки находится не очень далеко от объектива. При фокусном расстоянии 40-50 миллиметров геометрические искажения минимальны, а перспектива изображения не так плотна, как в случае с телеобъективами. Поэтому стандартный объектив также прекрасно подойдет для съемки портрета.
Телеобъективы применяют для съемки удаленных объектов - малый угол зрения (от 12 градусов и меньше) позволяет отлично скомпоновать кадр с акцентом на основной объект съемки. Такие объективы, как правило, предпочитают фотографы дикой природы.
Фокусные расстояния на всех объективах указывают в 35 - миллиметровом эквиваленте. Но далеко не все цифровые камеры являются полнокадровыми - большинство оснащено матрицей с кроп-фактором. К примеру, кроп-фактор фотоаппаратов Nikon составляет 1.5, это значит, что объектив с фокусными расстояниями 28-105 мм. превращается в объектив 42-157.5 мм. Иногда это играет на руку - если требуется большее увеличение, а иногда наоборот - в случае, если вам нужен широкий угол.
Кроме фокусного расстояния, при покупке объектива следует обращать внимание на его светосилу - чем она больше, тем лучше. За светосилу и изменение глубины резкости «отвечает» диафрагма объектива. Светосила изменяется в зависимости от того, насколько сильно открыта или, наоборот, закрыта диафрагма объектива. А значение размера диафрагмы принято обозначать числом F, например, 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8 и т. д. Чем больше диапазон размеров диафрагмы, тем более светосильным является объектив. Чем больше светосила, тем меньшая выдержка требуется, а при меньших значениях выдержки можно получать более четкие фотографии при съемке с рук даже в условиях недостаточной освещенности, например в театре или кафе.
При покупке объектива, особенно если Вы покупаете его с рук, обращайте внимание на следующие моменты:
Посмотрите в объектив на просвет. Внутри него не должно быть никаких пылинок или соринок, потому что каждая пылинка не стекле объектива - это пятно на снимке, а достать эти соринки из объектива никак нельзя. Сделайте несколько кадров с закрытой диафрагмой -F/9 и меньше - и посмотрите фотографии дома на компьютере - если в объектив попала пыль, на снимках останутся темные пятна - если это объектив б/у, возможно им пользовались не в самых хороших условиях.
Кольцо диафрагмы и кольцо зума должны двигаться плавно, не заедать. Если при попытке повернуть колесо диафрагмы или зума слышен скрежет, колесо заедает, скорее всего, нарушена плавность хода - вполне может быть, что объектив роняли - конечно, лучше отказаться от его покупки. Также рекомендуется проверить работу автофокуса. У объектива не должно быть проблем с фокусировкой при нормальной освещенности, если они есть, лучше поступить так же, как и в предыдущем случае. На линзах объектива не должно быть разводов, пятен от рук и прочих следов эксплуатации, в особенности, если этот объектив - новый. На корпусе не должно быть никаких царапин - если они есть, это также говорит о неаккуратном обращении с объективом.
При покупке объектива лучше сразу же приобрести защитный нейтральный фильтр и установить его на объектив для того, чтобы на переднюю линзу не попадал мусор, пыль, вода и для защиты от царапин. Фильтр стоит на порядок дешевле объектива, поэтому его не так жалко испортить, как объектив, который стоит больших денег.
Ну и напоследок, при выборе объектива помните, что в фотографии качество работы не во всем зависит от качества инструмента и о том, что "плохих" объективов нет. Каждый хорош для выполнения определенной задачи, а недорогой - не означает плохой. Одним словом, выбрать объектив - это половина дела, им еще нужно научиться пользоваться.
Многих интересует вопрос, стоит ли приобретать к камере «родные» объективы или оптику других производителей, в каком случае качество будет лучше? Это не совсем правильный вопрос. Главное, что интересует фотографа - это не абсолютные показатели объектива. Покупаемая оптика должна в первую очередь соответствовать критериям качества, удобства и цены, а решение этих вопросов - дело сугубо индивидуальное. Выбирайте объектив, не гоняйтесь за марками. Решайте, что подходит Вам больше.