Фридрих Ницше, принадлежащий к плеяде знаменитых немецких философов, появился на свет в октябре, 15 числа, в 1844 году. Случилось это в Рёккене, в окрестностях Лейпцига, в семье священнослужителя. Его отец был лютеранским пастором. Пока Ницше обучался в гимназии, у него проявились способности к музыке и филологии. Позже, во время обучения в Лейпцигском и Боннском университетах, Ницше прочел Шопенгауэра и разделил его взгляды, что сказалось на его становлении в будущем. Развивался он также и под влиянием Вагнера, с которым познакомился в юности и дружил долгие годы.
Молодым он был призван в армию Пруссии и попал в конную артиллерию, однако был травмирован на службе и демобилизован. В ученых кругах у него была прекрасная репутация, поскольку студентом он был хорошим, и уже в 1869-м ему предложили должность профессора. Так и стал Ницше профессором классической филологии в Базельском университете в 25 лет от роду.
После десяти лет службы Ницше вынужден был уволиться, поскольку был очень болен. Следующие десять лет он постоянно переезжал, летом жил в Швейцарии, зимой в Италии и в Ницце. Пенсия его по инвалидности была скудная, помощь ему оказывали друзья. Именно в этот период им были написаны основные произведения, но доходы от их публикаций были мизерными, и популярность появилась у него лишь посмертно. В работах его развивается идея о том, что, несмотря на господство серости, человек может быть великим. И эта его идея сверхчеловека привлекла идеологов национал-социализма, отсюда пошло стойкое мнение, что именно Ницше расцвету этой идеологии и поспособствовал.
В 1889 году творческая деятельность его была оборвана в связи с болезнью, он попал в плен безумия. И если ему не очень везло при жизни, после смерти невезение лишь усугубилось, хотя он был вторым по значимости философом для Германии.
Все его идеи исказили, вульгаризировали и перевернули вверх тормашками «ницшеанцы», и в первых рядах оных была его родная сестра, которая объявила себя душеприказчицей философа. И закончили сей ряд полуграмотные почитатели «предводителя» Третьего Рейха, Адольфа Гитлера. Ницше в своем мировоззрении придерживался таких понятий, как сверхчеловек, мораль рабов и господ, воля к власти, убеждал оставаться верными земле и не искать другие миры. Но он не подталкивал стремление к власти, он лишь пытался показать, что честным надо быть перед собой, показывал примеры воплощения «сверхчеловеческой» силы в Гете, например, в противовес силе военных диктаторов, «слишком человеческой».
Два чувства, обиды и озлобления, Ницше считает самыми низменными, усматривая в них рабскую мораль ненависти к богатым, которые являются хозяевами жизни. Для него главное – свобода духа. В том, что он не является антисемитом и симпатизирует современным евреям, признался Ницше не сразу, поскольку его за труды по пропаганде свободы духа уже представляли приверженцем антисемитизма и тоталитарной тирании. И предрассудок о близости Ницше и нацистской идеологии еще предстояло развеивать. Даже разрыв с Вагнером произошел на почве махрового антисемитизма самого композитора.
Репутация Ницше упала ниже всего в годы нацизма, когда фюрер сначала возомнил, а после провозгласил себя сверхчеловеком. Сестра философа сфабриковала труд «Волю к власти», опубликовала под именем Ницше, и за это Гитлер нанес ей визит в Веймаре, в 1934-м, когда ей уже было 90 лет. И интерпретация его трудов нацистами оказалась очень живучей, отчего Ницше на долгие годы был превращен в жуткое пугало.
Автор: kristall1947 (Кристалл Агния)