Корпоративная IP-телефония

Корпоративная IP-телефония

Использовать IP-телефонию в компании выгодно. И вот почему:
- IP-телефония - это возможность пользования голосовой связью прекрасного качества между филиалами и представительствами одной компании;
- IP-телефония – это реальный шанс снизить расходы для пользователей Web-сервера при пользовании голосовой связью между работниками компании.

Координация корпоративной сети значительно упрощается при объединении сетей передачи информации и комплекса телефонии. При этом понижается уровень затрат, связанных с эксплуатацией, а соответственно – общая стоимость владения. Выгодность объединения сетей передачи данных и телефонии становится очевидной при использовании возможностей новых предложений, которые способны коренным образом поменять данную технологию. Все они используют трафаретные промышленные архитектуры, которые делают возможным внедрение решений целого ряда производителей. Главной составляющей интегрированного продукта выступает IP-протокол – информационный протокол, осуществляющий роль универсального независимого транспорта. Данный протокол предоставляет возможность сетевых соединений в масштабе всего мира.

Рассмотрим наглядный пример:
Главный офис компании находится в Москве. В Мурманске и Казани располагаются филиалы. В Казани нет офисной телефонной станции, сотрудники пользуются городскими телефонными линиями. Оба офиса снабжены выходом в Сеть либо соединены выделенными линиями. Задача руководства состоит в том, чтобы в разы уменьшить расходы, связанные с междугородними и международными звонками. Такая задача является стандартной, а поэтому ее решение станет универсальным советом для всех фирм, интересующихся этим вопросом. Чтобы осуществить задуманное, необходимо в каждом офисе установить telephony gateway – телефонный шлюз - и подключить его к телефонной станции, относящейся к данному офису. Это даст возможность вести разговоры с коллегами из других представительств по любому офисному телефонному аппарату совершенно бесплатно. Появится также возможность осуществления междугородных телефонных переговоров с обычного городского телефона с помощью корпоративных серверов. При этом подразумевается наличие целой системы паролей, призванных регулировать выход в город и другие виды доступа.

Поговорим о механизме экономии на разговорах с абонентами из других городов и стран, поскольку эта проблема волнует руководителей многих компаний. Экономия возможна при передаче голосового трафика через WAN – сеть передачи данных мирового масштаба. Очевидное сокращение затрат происходит при объединении функций координации всеми соединениями, предназначенными для выхода в Сеть, связи международных и местных разговоров через унитарный голосовой шлюз или маршрутизатор. Волнует компании и вопрос ускоренного возмещения основных затрат, связанных с покупкой и техническим обслуживанием оборудования. Очевидно, что технологии передачи информации развиваются такими темпами, за которыми не поспевает процесс совершенствования телефонных станций. В сетевой индустрии продукт «живет» около 1,5 лет. В то же время происходит постоянное понижение расценок на необходимое сетевое оборудование. Исходя из этого, IP-телефония пойдет по пути развития, характерного для такого оборудования. То есть будет наблюдаться поэтапное уменьшение расценок, наращение функциональных возможностей через внедрение новейших технологий и объединение продуктов на высоком уровне. Поэтому стоит ожидать общего снижения затрат, связанных с системами IP-телефонии. Чего нельзя сказать о привычных системах телефонии.

А потому в Российской Федерации наблюдается непрерывное развитие корпоративной IP-телефонии. На сегодняшний день имеется три способа использования ее возможностей.

Первый связан с использованием провайдерской IP-телефонии:
- в форме договора с оператором, работающим с карточками. В данном случае для совершения звонка в другой город необходимо набрать сначала номер оператора, затем – идентификационный номер, далее - PIN-код карты. И уже после осуществления перечисленных операций – ввести номер вызываемого абонента;
- более популярный вариант: произведение изменения настроек телефонной станции данного учреждения (РВХ) в том русле, чтобы звонки в другие города и страны отправлялись в виде IP-пакетов к оператору IP-связи через канал передачи информации (то есть через так называемую «цифру выхода на межгород»).

Второй способ – это использование корпоративной сети передачи информации компаниями, структура которых состоит из расположенных в разных географических точках офисов, для взаимообмена голосовым трафиком. Чтобы это сделать, необходимо к офисной АТС в местах присутствия подключить IP-шлюзы и обозначить правила маршрутизации. Такой подход к IP-телефонии позволяет «географически» развитым компаниям сокращать затраты, связанные с оплатой счетов за телефонные разговоры. Но у этого способа есть небольшой минус. Междугородные и международные телефонные звонки, адресованные в места, где компания не представлена, обычно отправляются оператору IP-телефонии.
Последний, третий, способ позволяет использовать возможности IP-телефонии шире, чем другие здесь представленные. Он заключается в построении объединенной IP-сети корпоративного масштаба, обладающей функциями передачи голосовых и других данных (например, видео, текстовая информация). Данный вариант отличается не только выгодностью, но и перспективностью. Неоспоримое удобство способа заключается в том, что компания получает цифровую телефонную станцию (сеть) с единообразной нумерацией и унифицированным центром управления. Компания получает также большое число дополнительных услуг. Например:
1. удержание входящих звонков и перевод их на другие номера;
2. телефонный справочник данной компании, ознакомиться с которым пользователь может при помощи экрана IP-телефона. Находится он на корпоративном LDAP-сервере;
3. система personal call management (персонального управления звонками) позволяет координировать телефон с помощью Web-интерфейса: осуществлять переадресацию звонков на другие номера телефона (другой рабочий, домашний или мобильный), если вызываемый абонент не может ответить из-за своего отсутствия на рабочем месте;
4. системы unified messaging (системы унифицированных сообщений) отправляют электронные или голосовые сообщения и факсы в общий почтовый ящик, воспользоваться которым можно по телефону или через электронную почту, а также через Web-браузер.
5. IP-телефон компании может выполнять функцию личного аппарата, который имеет свой номер и настройки, выбранные тем пользователем, имя и пароль которого были введены.

Данный способ основан на объединении двух сетей – корпоративной и передачи данных – в одну. Таким образом экономятся средства, затрачиваемые на поддержку данных систем и на их техническое обслуживание, повышается эффективность работы и исчезает «конфликт» между IT и сопровождением телефонии, параллельно повышается степень их координированности.

Когда перед руководством компании стоит вопрос о внедрении системы уровня IP-PBX, волнует и проблема экономической эффективности и целесообразности. Чтобы дать оценку эффективности, нужно принять во внимание некоторые моменты. В том, что корпоративная сетевая инфраструктура нужна и важна, никто не сомневается. А потому вложение средств во внедрение IP-телефонии в рабочие процессы предприятия следует относить к категории обязательных. Почему? Потому что фирмы, располагающие сетью передачи информации, увидят массу положительных моментов. Так, появится возможность отказа от целого ряда обслуживаемых систем – технологической, телефонной, пожарной, сетевой, охранной и других. То есть расходы, связанные с внедрением IP-телефонии, - это расходы на все перечисленные системы одновременно. А потому экономическая целесообразность очевидна: это модернизация IP-инфраструктуры, с одной стороны, и минимизация затрат на эксплуатационные расходы, а также повышение производительности труда сотрудников, с другой.

Таким образом, внедрение IP-телефонии выгодно и эффективно, а также необходимо компаниям, заинтересованным в длительном существовании их бизнеса и конкурентоспособности.

Если говорить о конкретных возможностях деловой IP-телефонии, то стоит выделить возможность:
- проведения селекторных конференций и совещаний с абсолютно любым числом участников;
- создания групповых или индивидуальных оповещений;
- оформления широковещательных объявлений;
- оповещения о статусе пользователя (например, «занят», «недоступен», «на связи» и т. п.) абонентов или других пользователей с помощью технологии «Presence»;
- пользования тем, что IP-телефон может определять «судьбу» входящего звонка: например, переадресация входящего звонка на голосовую почту или домашний телефон (как правило, в зависимости от времени последнего исходящего звонка);
- поддерживать обмен «мгновенными» сообщениями, возникающими на экране IP-телефона с помощью программы «Instant Messaging».

Плюсов от использования продуктов IP-телефонии (IP-PBX) можно назвать массу. Так, оформление единой сетевой инфраструктуры компании дает возможность минимизировать затраты (по сравнению с расходами, которые необходимы для оптимизации работы инфраструктур, которые могут быть заменены IP-телефонией), реализовать разные способы IP-коммуникаций, доступные уже сегодня, а также возникающие. Кстати сказать, некоторые из них нельзя осуществить при использовании устоявшихся подходов: например, технологию «Instant Messaging» или системы корпоративного оповещения.

Сотрудники оценят отсутствие привязанности к телефонным каналам, а также чрезвычайную легкость внесения корректив в схему работы корпоративной IP-сети. Эти факторы сказываются на повышении результативности труда отдельных работников и предприятия в целом. Повышается мобильность бизнеса, поскольку следить за рабочими группами и этапами выполнения поставленных задач становится проще. Достигается это с помощью объединения IP-продуктов с системами CRM или ERP, призванными повышать уровень корпоративного управления.

Основной же плюс – это возможность практического объединения корпоративных систем управления и информации с системами мультимедийной связи: от групповых оповещений (в том числе, голосовых напоминаний) и стандартизированных сообщений до изменения сущности компании в contact сenter (центр управления обращениями покупателей). Данный центр – звено CRM-системы, характеризующийся возможностью фиксации, обработки и сохранения в единой базе данных всех личных контактов, телефонных звонков, электронных писем и факсов, то есть полной истории взаимоотношений с теми или иными клиентами. При этом каждый работник предприятия играет роль оператора, занимающегося какой-либо из групп.

Важно и то, что каждый работник фирмы вне зависимости от своего местоположения (другой офис, зарубежное представительство) может получить необходимый набор информации и услуг (в т. ч. - голосовых) при наличии IP-канала с хорошей пропускной способностью, организовав подключение к корпоративной сети через VPN-канал.

Основное достоинство, становящееся реальным при внедрении IP-телефонии, - это ощутимая экономия на звонках в города и страны, отмеченные на географической карте знаком присутствия компании.