Введение в тему
IP-телефония — это технология, которая предоставляет право пользоваться интернет или иной IP-сетью для проведения телефонных разговоров, а также передачи факсов в режиме настоящего времени. Кстати, такой способ является наиболее рентабельным при наличии распределенных узкогрупповых телефонных сетей и при проведении международных или междугородных разговоров.
Поговорим об обязательных требованиях к оснащениию офиса для внедрения IP-телефонии. В первую очередь, необходимы так называемые шлюзы. Это особое оборудование, которое подсоединяется к телефонным линиям и IP-сети, то есть находится между ними. Именно таким образом осуществляется подключение к абсолютно любому телефону или компьютеру.
Принцип работы шлюза таков: он принимает звонок и меняет его кодировку на цифровую. Так происходит в случае, если сигнал изначально не является цифровым. Далее шлюз сильно «сжимает» сигнал, делит на блоки и пересылает через IP-сеть до заданного места назначения. При этом используется IP-протокол. Возможен и обратный порядок действий: если блоки поступают из IP-сети в шлюз и предназначены для телефона.
Стоит сказать, что процедуры ввода и вывода сигнала в телефонную сеть и из нее протекают одномоментно. Это является гарантией полноценной связи. Описанные операции являются ключевыми. На их основе возможно создание целого ряда подобных технологий.
Сегодня наиболее известной является IP-АТС. Отличие технологии в том, что кроме «обязанностей» шлюза имеются стандартные функции офисных АТС. Получается, что при таком виде связи можно не приобретать факультативное оборудование для офисной АТС.
Постараемся разобраться в принципе работы. IP-телефония основана на двух главных моментах. Во-первых, это процесс изменение двунаправленной аналоговой речи в оцифрованный вид внутри кодека. Во-вторых, это процесс разбивания информации на блоки для пересылки по IP-сети.
Стоит сказать, что технология предусматривает иной порядок передачи блоков, содержащих звуковую информацию. Это связано в целом с особенностями передачи данных через IP-сети.
Стандартные телефонные линии ориентированы на создание электрической цепи между двумя абонентами, ведущими разговор. Данное условие гарантирует постоянную пропускную способность трансляции сигнала. В отличие от них, IP-сеть производит коммутацию и маршрутизацию блоков, не обеспечивая связи между двумя точками.
Все сведения, проводимые через IP (а это может быть текст, картинка или любой звук) делится на части, содержащие адреса пунктов их приема и передачи, а также ординальный (порядковый) номер. Эти части идут по сети до пункта приема, направленные узлами IP. После того как данные блоки попали в нужное место, в ход идут порядковые номера. Они обеспечивают возврат начального объема.
Стоит сказать, что для некоторых приложений (например, e-mail) порядок и промежутки между получением блоков не играют роли. Для IP-телефонии важна активность прохождения сигнала. Динамика процесса достигается за счет использования современных способов кодировки и подачи информации получателю.
Чтобы телефонная связь была постоянной, существуют особые протоколы передачи данных. Поговорим о них. Стандартом признан протокол Н.323. Он принят ITU-T, описывающим процесс получения преимущества в локальных и всемирных сетях трафиком, сенситивным к задержке. Сюда относятся видео и звук (в частности, голос). Данный стандарт включает в себя перечень советов по пограничным техническим моментам: например, даются стандарты кодирования голоса.
Следующий протокол называется Session Initiation Protocol, сокращенно SIP. Его приняли в роли стандарта RFC 2543 весной 2000 года. Сделала это организация IETF. Он в большей степени совпадает с правилами TCP и IP, нежели предыдущий протокол. Данный протокол отличается надежностью и однозначностью. Это говорит о том, что шлюзы разных изготовителей окажутся сочетаемыми. Потому протокол получил поддержку таких известных компаний, как Ericsson, Cisco, Siemens и некоторых других.
Известно, что в процессе передаче до трети блоков может теряться или опаздывать в режиме текущего времени. Но качественное приложение технологии способно компенсировать недостаток блоков, восстанавливая утерянную информацию. Стоит рассмотреть и применяемые в IP-телефонии алгоритмы сжимания звуков. Как правило, этим целям служат такие кодеки, как G.711, G.722, G.723, G.723.1, GSM0610, G.728, G.729. Для первого из указанных кодеков необходима ширина полосы частот размером 64 Кбит/с. Из этого следует, что он подходит не для всех IP-сетей в интернет, поскольку у большей части пользователей канал имеет меньшую ширину. Кодек G.729 имеет низкую ширину полосы частот в 8 Кбит/с; G.723.1 - в 5.3-6.3 Кбит/с. Поэтому они являются наиболее подходящими для пользования. Так, последний из указанных кодеков считается стандартом звукового кодирования в IP-телефонии. Не случайно его поддерживают такие известные фирмы-производители, как Intel, Microsoft и Netscape.
Давайте теперь поговорим о тех, кому особенно нужны и выгодны услуги IP-телефонии. Таких людей условно можно разделить на 2 группы:
1) корпоративные абоненты и индивидуалы, которым по роду деятельности или иным причинам постоянно требуется телефон для осуществления звонков в другие города и страны. Им выгоднее пользоваться именно возможностями IP-телефонии, поскольку стоимость звонков здесь выгодно отличается от платы за разговоры той же длительности через привычные телефонные сети.
2) компании и фирмы, имеющие филиалы и подразделения в разных точках страны или мира. Поскольку необходимым условием успешного бизнеса для них является наличие корпоративной сети, им предлагается единая УАТС. Эта распределенная сеть имеет единый план номеров. Причем, IP-сеть используется и для услуг Сети, и для телефонных разговоров.
В настоящее время можно говорить о разном отношении к технологии. Кто-то считает ее очень удобной, доступной и экономичной. Но есть и противоположное мнение: IP-телефония не спасает от любителей подслушивать, легко подвергается взлому и тому подобное. Какое бы мнение не сформировалось у пользователя, неоспоримым остается тот факт, что данная технология – уверенный шаг в будущее.