Конец испанским войнам был положен лишь в 1492 г., когда после затяжной осады пала Гранада - последний оплот мавританского владычества. Под звуки благодарственного гимна «TeDeum» в столицу покорённого эмирата въехали венценосные супруги Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Так началось объединение Испании.
Los Reyes Catolicos
Победители не допустили разграбления города, а его жителям было дозволено сохранить свою веру, обычаи и имущество. Однако возврата к прежним временам уже не было, и для объединенной Испании наступила эпоха «los Reyes Catolicos» - «католических королей».
Когда в начале VIII ст. ослабленные взаимными раздорами вестготские королевства пали под ударами арабских завоевателей, всю христианскую Европу, перед которой едва забрезжил свет после мрака «темных веков», охватила обоснованная тревога. За каких-нибудь пять лет после высадки в Гибралтаре арабы завладели почти всем Пиренейским полуостровом, и лишь в горах уцелело несколько мелких христианских государств.
Казалось, нет такой силы, которая сдержала бы натиск мусульман, и те уже начали жадно поглядывать на богатые земли к северу от Пиренеев, прорываясь с опустошительными набегами все дальше вглубь франкских владений. Только в 732 г. король франков Карл Мартелл наголову разбил арабов в сражении при Пуатье, положив конец исламской экспансии в Европу.
Халифат
Однако разгром при Пуатье ни в коей мере не пошатнул устоев мавританского владычества в самой Испании. Под властью халифов из династии Омейядов Кордовский халифат вступил в эпоху своего наивысшего расцвета. В числе его подданных были представители самых разных рас и религий: мавры-мусульмане, обращенные в ислам местные жители, христиане, евреи, славянские и африканские невольники.
Процветанию Кордовы не могли помешать ни внутренние распри, ни бесконечные войны с христианами на северных границах халифата. Невиданная в истории взаимная веротерпимость и своеобразный симбиоз трех религий дали толчок столь быстрому развитию культуры и искусства, что это государство превзошло своим великолепием даже Багдад, считавшийся в ту пору центром исламского мира.
Аль-Мансур
Совсем по-иному складывались судьбы тех немногих христианских государств, которые сохранились в горах на севере полуострова. В конце X ст. все они переживали очень тяжелые времена, подвергаясь постоянным нападениям мавров; именно в те годы визирь кордовского халифа Аль-Мансур захватил и разрушил собор в Сантьяго-де-Компостела с гробницей покровителя Реконкисты - апостола Иакова.
Поначалу два северных оплота христианской веры - Астурия и Испанская марка (Барселонское графство) - не имели ни средств, ни возможностей давать отпор маврам, однако в начале XI в. положение изменилось. В 1031 г. Кордовский халифат распался на 23 враждовавших друг с другом эмирата, и постепенно христианские правители перешли в медленное, но верное наступление.
Путь к победе
Когда в 1035 г. умер король Наварры Санчо III Великий, собранные его трудами испанские земли снова разделились на три королевства: Наварру, Кастилию и Арагон, однако потомки Санчо III упорно продолжали начатое им дело, а король Кастилии Альфонс VI даже занял древнюю столицу вестготов Толедо, которую, правда, марокканские правители - Альморавиды - снова отбили в 1108 г.
В дальнейшем сокрушительные военные поражения испанцев чередовались со столь же громкими победами. Папа официально призвал европейское рыцарство в крестовый поход с целью освобождения Сарагосы от мусульман, но из-за бесконечных свар и недоразумений между испанским рыцарством и прибывшими им на помощь крестоносцами Сарагоса была взята лишь 10 лет спустя (1118).
(0 голосов)