Бордюры

Подтоварник представляет из себя пиленые бревна длиной 40-50 см и диаметром 8-11 см. Эти заготовки имеют свои преимущества при устройстве дорожных бордюров – наличие косого среза, обеспечивающего сток воды; легкость выравнивания бордюра по косому срезу комлевой части; оригинальный внешний вид. Недостаток бордюра – недолговечность материала - частично устраняется обработкой комлевой части чурок антисептическим материалом и обертыванием толью или пленкой.
Плоский природный камень укладывают в бордюрах в зависимости от его размера. Крупные камни просто заглубляют, как это необходимо, и засыпают грунтом. Этот способ хорош при песчаном типе почвы на участке. На бетонном основании или растворе укладывают небольшие камни.
Иногда необходимо устроить бордюр неправильной формы со множеством изгибов. Тогда нужно установить по контуру опалубку с обшивкой из фанеры, оргалита или толстых железных листов и укрепить колышками. Для получения монолитного бетона используется арматура, которую укладывают ниже лицевой поверхности бетона.
Подземная часть готового монолитного бордюра по высоте одинакова с надземной. Опалубку заливают бетоном и выдерживают 7-10 дней в увлажненном состоянии.