Приватизация

Что нужно знать о приватизации

 

Бытует мнение, что на приватизацию квартиры нужно потратить массу времени, но на самом деле это не так. Если знать всю последовательность действий, перечень необходимых документов, то этот процесс не покажется уже таким сложным. Если нет времени заниматься сбором необходимых бумаг, то можно обратиться в специальные фирмы, юридические агентства, которые за определенную плату решат все проблемы.

       Приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде на добровольной основе.

      Госдума продлила сроки приватизации до 1 марта 2010 года, так что следует поторопиться. Граждане, не успевшие оформить документы, подтверждающие  право собственности на жилую площадь до указанного срока, автоматически теряют возможность осуществить бесплатную приватизацию. За такую квартиру с 2010 года надо будет вносить арендную плату.  

      Для того, чтобы осуществить приватизацию, необходимо пройти следующие этапы: сбор и подготовка документов, обращение в регистрационную палату, получение жилого помещения в собственность. Для начала все квартиросъемщики должны дать согласие на приватизацию. Затем следует приступить к сбору документов.

          Потребуются ордер (подлинник и 2 ксерокопии), выписка из единого реестра объектов капитального строительства и технический паспорт жилого помещения (подлинник и копии, заверенные в «Ростехинвентаризации»), справка о том, что правом приватизации будущие собственники не воспользовались ранее, расширенная выписка из домовой книги в двух экземплярах (срок ее действия - 2 месяца), договор социального найма (подлинник и ксерокопия), справка со сведениями о замене паспорта в период с сентября 1991 года по настоящее время. Для коммунальных квартир необходима справка о проверке жилищных условий. Требуются ксерокопии паспортов, свидетельств о рождении детей. С собой необходимо иметь оригиналы всех документов.

         Справки надо получать в разных организациях. В паспортном столе ДЕЗа (РЭУ, ЖЭУ) при предъявлении паспорта выдают расширенную выписку из домовой книги или выписку из лицевого счета квартиросъемщика (если нет домовой книги), в нее вносят всех, ранее прописанных жильцов и проживающих в настоящее время. Справку о замене паспорта получают здесь же.

         Технический паспорт жилого помещения выдает «Ростехинвентаризация» (БТИ). Будущему собственнику необходимо прийти в эту организацию с паспортом и вызвать специалиста. Сотрудник БТИ делает необходимые измерения, смотрит и оценивает жилье. Через месяц, после оплаты гражданином квитанции за оказанную услугу, сумма которой зависит от площади жилого помещения, в БТИ выдают необходимые для приватизации документы (выписка из единого реестра объектов капитального строительства и технический паспорт жилого помещения). Выписку и технический паспорт можно получить  раньше, но за срочность потенциальному владельцу квартиры надо заплатить определенную сумму.

         Если в квартире была сделана перепланировка без разрешения соответствующих органов, то возникают проблемы с «Ростехинвентаризацией», необходимо будет привести жилье в первоначальный вид, заплатить штраф. Также в БТИ выдают справку о том, что потенциальный владелец квартиры и члены его семьи правом приватизации не воспользовались до настоящего момента. Сотрудники проводят проверку по своим базам и выдают итог: есть ли собственность у каждого из обратившихся гражданин в данном городе или нет.

          Договор социального найма заключается с организацией-собственником жилья. Ордер выдают при получении квартиры. В случае его утери, необходимо обратиться в ДЕЗ, в организацию, выдававшую жилье.  За каждую справку гражданин должен произвести оплату в кассу организации, выдающей документ. Кроме того, все участники приватизации обязаны заплатить госпошлину перед обращением в регистрационную палату.

        В каждом регионе могут быть свои дополнения и требования к предоставляемым документам. Эти моменты необходимо уточнять на месте. Первичный прием граждан проводится в отделе по работе с населением в районах административных округов по месту нахождения занимаемого жилого помещения. Именно там определят перечень необходимых документов. Собранные бумаги следует отнести в регистрационную палату, где они будут рассмотрены, и в течение 2 месяцев специалисты примут окончательное решение о приватизации.

         Гражданин России только один раз в жизни имеет право воспользоваться бесплатной приватизацией. Но есть исключения. Несовершеннолетние, которые принимали участие в приватизации и стали собственниками занимаемого жилого помещения, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилья в домах муниципального и государственного жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В этом случае необходимо будет предоставить свидетельство о рождении.

          Совершеннолетние граждане имеют право добровольно отказаться от приватизации. Но несовершеннолетние обязательно участвуют и имеют свою долю собственности, независимо от желания.

     На практике могут возникать проблемы у граждан, получивших ведомственное жилье. Бывают случаи, когда организация не соглашается отдать в собственность квартиры и предоставить необходимые документы для этого. Тогда военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные категории граждан могут решить данный вопрос путем обращения в суд.

        Не подлежат приватизации те жилые помещения, которые находятся в аварийном состоянии, в домах закрытых военных городков, общежитиях, служебные жилые помещения, кроме жилищного фонда сельскохозяйственных предприятий, совхозов и приравненных к ним. Находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения также не подлежит приватизации.

Юлия Гетьман