В силу различных жизненных ситуаций настает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшая работа фирмы бессмысленна и принимает решение о ликвидации. Такое положение может возникнуть по разным причинам. Конкуренты значительно опередили и стали контролировать рынок, подвели поставщики или заказчики, изменилось законодательство, владельцы фирмы что-то не поделили между собой, в конце концов, произошел мировой финансовый кризис.
Но не торопитесь закрывать свое дело. Прежде чем ликвидировать фирму все-таки следует внимательно осмотреться: возможно, есть еще неиспользованные ресурсы, какие-то незанятые ниши рынка, где ваше дело может преуспеть. Правда не у всех есть достаточно воли и желания заняться этим. Поэтому альтернативным решением может стать продажа фирмы.
Если же таковых вариантов не находится или организация уже в таком состоянии, что дальнейшая ее деятельность невозможна, то ничего другого не остается как ее закрыть. Но не спешите давать объявление в печати, уведомляющее кредиторов о закрытии, не спешите нести заявление о ликвидации в налоговую инспекцию и составлять промежуточный ликвидационный баланс.
Прежде чем начать процедуру ликвидации, необходимо навести порядок, проверить: нет ли задолженности по налогам, по зарплате перед персоналом, выявить дебиторскую и кредиторскую задолженность по контрагентам, посмотреть - все ли необходимые документы в наличии, правильно ли они оформлены. Выявленную задолженность как кредиторскую, так и дебиторскую, желательно погасить. Операции, по которым нет оправдательных документов (а бывает и такое, что, например, оформили счет-фактуру не должным образом или она была утеряна) - оформить документально так, чтобы к ним не возникало вопросов. Для этого лучше всего связаться с контрагентами и попросить их предоставить необходимые документы по интересующей вас сделке. Ни в коем случае не подделывайте документы сами, не переделывайте, не уничтожайте их. У налоговых органов есть право провести встречную проверку, а так же запросить выписку из банка по операциям на вашем расчетном счете. И при получении налоговым органом необходимой информации все ваши манипуляции вскроются, что грозит большими неприятностями.
Далее. Надо просто купить калькулятор и пересчитать правильность исчисления налогов: сравнить соответствуют ли суммы отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставленной в налоговые органы суммам в учетных документах предприятия. Бывают опечатки или арифметические ошибки, которые могут и не стать причиной начисления налогов и штрафов, но при проведении последующей налоговой проверки могут занять время на их устранение, да и понервничать заставят. При выявлении таких несоответствий - сдать измененные декларации.
Далее. Если есть кассовый аппарат – снять с учета. Если есть несколько счетов в банках – закрыть и оставить только один основной.
Хорошо, когда в штате организации есть профессионалы юристы и бухгалтера, но если их на момент ликвидации уже нет или они не достаточно квалифицированы, то лучше нанять специальную фирму, которая проведет бухгалтерский и налоговый аудит. То есть нанять аудитора. То есть к моменту начала официальной процедуры ликвидации фирма должна быть «чистой и белой». Все это касается тех организаций, которые до ликвидации работали довольно успешно, без убытков, с приличными начислениями по налогам.
Знайте, чем больше суммы у вас в декларациях, тем больше внимания к вам со стороны налоговых органов. Поэтому на каждую цифру должен быть оправдательный документ. Особенно это касается расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Тоже самое справедливо и для налога на добавленную стоимость в части той суммы, которая указана в строке декларации: к вычету из бюджета.
Если фирма применяла специальный налоговый режим – упрощенную систему налогообложения, то не будет лишним взять выписку из банка с движением денежных средств по счету и проверить доходы и расходы. Тоже касается и наличных расчетов через кассу: наличие приходных и расходных ордеров и прочей сопутствующей документации.
После того как проведены все возможные проверки, можно приступить к ликвидации. Но и здесь тоже можно подождать. Например, в ходе своей собственной проверки вы выявили нарушение, которое устранить не представляется возможным. Суммы получаются большие, погасить их нечем. Или не хватает каких-то документов. Есть несколько вариантов. Первый - оставить все как есть, и ждать проверки, которая найдет нарушение (а может и не найдет). Второй - сдать измененную декларацию с доначислениями. При невозможности перечислить новую сумму налога, она «повиснет» у вас задолженностью на лицевом счете в налоговой инспекции. И тогда вас, скорее всего, долго не закроют.
Но есть еще вариант - поступить не совсем правильным и красивым способом. Если в том периоде, который подвергнется проверке, есть сомнительные, неоднозначные операции, по которым могут быть налоговые доначисления, то лучше сделать так, чтобы период этот не подпадал в проверяемый срок. Как?
Согласно законодательству, проверяемый период равен трем предшествующим годам. Если сейчас 2015 год, то проверяемый период будет с 2011 года по 2014 год (или с 2012 по 2015 – тут зависит от того, в какой период года вы решите ликвидироваться). Если операция, проверки которой желательно избежать, произошла в 2012 году, то проверяемый период должен начинаться с 2013 года. То есть надо подождать два года, до 2017. И только тогда начинать процедуру ликвидации. Увы, такой вариант не застрахует вас от плановой проверки налоговым органом.
Как протянуть эти два года? Вопрос сложный. Среди отечественных предпринимателей распространен не очень хороший способ: налоговая отчетность перестает сдаваться, работники увольняются, а руководство всеми способами скрывается. Другими словами: фирму бросают. Однако это не избавляет юридическое лицо от внимания налоговых органов, а если выявлены большие суммы, то подключаются и правоохранительные органов. И тогда руководству фирмы ничего приятного ждать не приходится.
Лучше всего эти два года сдавать отчетность: фактически организация может работать в четверть силы или вообще не работать, но юридически она должна быть рабочей. Лучше всего, чтобы сдаваемая отчетность была не с нулями. Если отчетность сдается с нулями в течение квартала-двух, то организация ставится на контроль. Камеральная проверка и вызовы руководства и бухгалтера в налоговую инспекцию обеспечены. Особенно если до этого отчетность сдавалась хорошими начислениями по налогам и показывала прибыль.
Очень не желательно сдавать декларацию по налогу на прибыль с убытками. А в декларации по налогу на добавленную стоимость - с суммой налога подлежащей к возмещению из бюджета. Этого следует избегать, если хотите более лояльного отношения со стороны налоговой инспекции. Если вы работаете в убыток, то возникает вопрос: каким образом и на что существует организация? А если у вас в декларации по НДС почти за каждый период стоит сумма «к возмещению из бюджета», то это может навести на подозрения, что вы участвуете в схеме, уклоняетесь от уплаты налогов.
Помните, что включать те ли иные затраты в расходы уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, а так же включать в суммы НДС подлежащих вычету из бюджета – это ваше право. То есть вы можете их и не включать. Поэтому у вас есть всегда возможность рассчитать так, чтобы в декларациях по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль была хотя бы небольшая сумма налога к уплате в бюджет. И эта сумма должна быть обязательно перечислена в указанный законодательством срок.
Так же следует сверить суммы указанные в декларациях по единому социальному налогу и суммами указанными отчетности по НДФЛ. База у них разная, но часто совпадает. Любое расхождение между ними вызывает интерес у налогового инспектора. Так что все расхождения должны быть подтверждены, либо устранены.
Еще один вариант. Заполнять и сдавать всю необходимую отчетность – тоже требует определенных навыков, знаний, отнимает время. К тому же бланки отчетности стоят денег. И покупать их каждый месяц, квартал, год – для небольшой, неработающей организации бывает накладно. Прибавьте сюда и то, что отчетность надо периодически сдавать в налоговую инспекцию, а это затраты на транспорт. Или отправлять по почте, что тоже сейчас не так дешево. Или отправлять через интернет, что тоже требует финансовых затрат и содержание бухгалтера. Выход здесь может быть следующим.
Если у вас небольшие обороты, то вы имеете право применять специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения. Порядок перехода на УСН предусмотрен статьей 346.13 НК РФ.
Здесь вы убиваете сразу несколько зайцев. Во-первых, сокращается объем отчетности, которую надо сдавать в налоговую инспекцию. Во-вторых, рассчитывать налог по УСН и заполнять отчетность гораздо легче, чем по всем остальным. А главное: вы освобождаетесь от уплаты большинства существующих налогов.
Иногда, некоторые налоговые инспекции ликвидируют организации, не проводя налоговой проверки. Это происходит на стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы на основе представленной ей отчетности в налоговую инспекцию. Если налоговый инспектор видит, что организация сдает всю отчетность в полном объеме, в установленный срок, что налоги начислены верно, уплачены полностью и в срок, что по балансу нет дебиторской и кредиторской задолженности, что нет расхождений между различными декларациями и что суммы указанные в них невелики, то у организации очень хороший шанс, что ее ликвидируют без налоговой проверки.
Конечно, в процедуре ликвидации много нюансов, которые невозможно охватить все разом. Различные ситуации, возникающие в нашей жизни, специфика работы организаций, меняющееся законодательство, меняющиеся требования контролирующих органов - все вносит свои коррективы.