В силу различных жизненных ситуаций настает момент, когда руководство организации  понимает, что  дальнейшая работа  фирмы бессмысленна и принимает решение о ликвидации.  Такое положение может возникнуть по разным причинам. Конкуренты значительно опередили и стали контролировать рынок, подвели поставщики или заказчики, изменилось законодательство, владельцы фирмы что-то не поделили между собой, в конце концов, произошел мировой финансовый кризис.

Но не торопитесь закрывать свое дело. Прежде чем ликвидировать фирму все-таки следует внимательно осмотреться: возможно, есть еще неиспользованные ресурсы, какие-то незанятые ниши рынка, где ваше дело может преуспеть. Правда не у всех есть достаточно воли и желания заняться этим. Поэтому альтернативным решением может стать продажа фирмы.

Если же таковых вариантов не находится или организация уже в таком состоянии, что дальнейшая ее деятельность невозможна, то ничего другого не остается как ее закрыть. Но не спешите давать объявление в печати, уведомляющее кредиторов о закрытии, не спешите нести заявление о ликвидации в налоговую инспекцию и составлять промежуточный ликвидационный баланс.

Прежде чем начать процедуру ликвидации, необходимо навести порядок, проверить: нет ли задолженности по налогам, по зарплате перед персоналом, выявить дебиторскую и кредиторскую задолженность по контрагентам, посмотреть - все ли необходимые документы в наличии, правильно ли они оформлены. Выявленную задолженность как кредиторскую, так и дебиторскую, желательно погасить. Операции, по которым нет оправдательных документов (а бывает и такое, что, например, оформили счет-фактуру не должным образом или она была утеряна) - оформить документально так, чтобы к ним не возникало вопросов. Для этого лучше всего связаться с контрагентами и попросить их  предоставить необходимые документы по интересующей вас  сделке. Ни в коем случае не подделывайте документы сами,  не переделывайте, не уничтожайте их. У налоговых органов есть право провести встречную проверку, а так же запросить выписку из банка по операциям на  вашем расчетном счете. И при получении налоговым органом необходимой информации все ваши манипуляции вскроются, что грозит большими неприятностями.

Далее. Надо просто купить калькулятор и пересчитать правильность исчисления налогов: сравнить соответствуют ли суммы отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставленной в налоговые органы  суммам в учетных документах предприятия. Бывают опечатки или арифметические ошибки, которые могут и не стать причиной начисления налогов и штрафов, но при проведении последующей налоговой проверки могут занять время на их устранение, да и понервничать заставят.  При выявлении таких несоответствий - сдать измененные декларации.

кальккулятор

Далее. Если есть кассовый аппарат – снять с учета.  Если есть несколько счетов в банках – закрыть и оставить только один основной.

Хорошо, когда в штате организации есть профессионалы юристы и бухгалтера, но если их на момент ликвидации уже нет или они не достаточно квалифицированы, то лучше нанять специальную фирму, которая проведет бухгалтерский и налоговый аудит. То есть  нанять аудитора. То есть к моменту начала официальной процедуры ликвидации фирма должна быть «чистой и белой». Все это касается тех организаций, которые до ликвидации работали довольно успешно, без убытков, с приличными начислениями по налогам.

Знайте, чем больше суммы у вас в декларациях, тем больше внимания к вам со стороны налоговых органов. Поэтому на каждую цифру должен быть оправдательный документ. Особенно это касается расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Тоже самое справедливо и для налога на добавленную стоимость в части той суммы, которая указана  в строке декларации: к вычету из бюджета.

Если фирма применяла специальный налоговый режим – упрощенную систему налогообложения, то не будет лишним взять выписку из банка с движением денежных средств по счету и проверить  доходы и расходы. Тоже касается и наличных расчетов через кассу:  наличие приходных и расходных ордеров и прочей сопутствующей документации.

После того как проведены все возможные проверки, можно приступить к ликвидации. Но и здесь тоже можно подождать. Например, в ходе своей собственной проверки вы выявили нарушение, которое устранить не представляется возможным. Суммы получаются большие, погасить их нечем. Или не хватает каких-то документов. Есть несколько вариантов. Первый - оставить все как есть, и ждать проверки, которая найдет нарушение (а может и не найдет). Второй -  сдать измененную декларацию с доначислениями. При невозможности перечислить новую сумму налога, она «повиснет» у вас задолженностью на лицевом счете в налоговой инспекции. И тогда вас,  скорее всего, долго не закроют.

Но есть еще вариант - поступить не совсем правильным и красивым способом. Если  в том периоде, который подвергнется проверке, есть сомнительные, неоднозначные операции, по которым могут быть налоговые доначисления, то лучше сделать так, чтобы период этот не подпадал в проверяемый срок. Как?

Согласно законодательству, проверяемый период равен трем предшествующим годам. Если сейчас 2015 год, то проверяемый период будет с 2011 года по 2014 год (или с 2012 по 2015 – тут зависит от того, в какой период года вы решите ликвидироваться). Если операция, проверки которой желательно избежать, произошла в  2012 году, то проверяемый период должен начинаться с 2013 года. То есть надо подождать два года, до 2017. И только тогда начинать процедуру ликвидации. Увы, такой вариант не застрахует вас от плановой проверки налоговым органом.

Цены в интернет-магазинах:
Практик BBT Полка Практик BBT Полка safe-video.ru 1200 Р.

Как протянуть эти два года? Вопрос сложный. Среди отечественных предпринимателей распространен не очень хороший  способ:  налоговая отчетность перестает сдаваться, работники увольняются, а руководство всеми способами скрывается. Другими словами: фирму бросают. Однако это не избавляет юридическое лицо от внимания налоговых органов, а если выявлены большие суммы, то подключаются и правоохранительные органов.  И тогда руководству фирмы ничего приятного ждать не приходится.

Лучше всего эти два года сдавать отчетность: фактически организация может работать в четверть силы или вообще не работать, но юридически она должна быть рабочей. Лучше всего, чтобы сдаваемая  отчетность была не с нулями. Если отчетность сдается с нулями в течение квартала-двух, то организация ставится на контроль. Камеральная проверка и вызовы руководства и бухгалтера в налоговую инспекцию обеспечены. Особенно если до этого отчетность сдавалась хорошими начислениями по налогам и показывала прибыль.

Очень не желательно сдавать декларацию по налогу на прибыль с убытками. А в декларации по налогу на добавленную стоимость - с суммой налога подлежащей к возмещению из бюджета. Этого следует избегать, если хотите более лояльного отношения со стороны налоговой инспекции. Если вы работаете в убыток, то возникает вопрос: каким образом и на что существует организация? А если у вас в декларации по НДС почти за каждый период стоит сумма «к возмещению из бюджета», то это может навести на подозрения, что вы участвуете в схеме, уклоняетесь от уплаты налогов.

Помните, что включать те ли иные затраты в расходы уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, а так же включать в суммы НДС подлежащих вычету из бюджета – это ваше право. То есть вы можете их и не включать. Поэтому у вас есть всегда возможность рассчитать так, чтобы в декларациях по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль была хотя бы небольшая сумма налога к уплате в бюджет. И эта сумма должна быть обязательно перечислена в указанный законодательством срок.

Так же следует сверить суммы указанные в декларациях по единому социальному налогу и суммами указанными отчетности по НДФЛ. База у них разная, но часто совпадает. Любое расхождение между ними вызывает интерес у налогового инспектора. Так что все расхождения должны быть подтверждены, либо устранены.

Еще один вариант. Заполнять и сдавать всю необходимую отчетность – тоже требует определенных навыков, знаний, отнимает время. К тому же бланки отчетности стоят денег. И покупать их каждый месяц, квартал, год – для небольшой, неработающей организации бывает накладно. Прибавьте сюда и то, что  отчетность надо периодически сдавать в налоговую инспекцию, а это затраты на транспорт. Или отправлять по почте, что тоже сейчас не так дешево.  Или отправлять через интернет, что тоже требует финансовых затрат и содержание бухгалтера. Выход здесь может быть следующим.

Если у вас небольшие обороты, то вы имеете право применять специальный налоговый режим -  упрощенную систему налогообложения. Порядок перехода на УСН предусмотрен статьей 346.13 НК РФ.

Здесь вы убиваете сразу несколько зайцев. Во-первых, сокращается объем отчетности, которую надо сдавать в налоговую инспекцию. Во-вторых, рассчитывать налог по УСН  и заполнять отчетность гораздо легче, чем по всем остальным. А главное: вы освобождаетесь от уплаты большинства существующих налогов.

Иногда, некоторые налоговые инспекции ликвидируют организации, не проводя налоговой проверки. Это происходит на стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы на основе представленной ей отчетности в налоговую инспекцию. Если налоговый инспектор видит, что организация сдает всю отчетность в полном объеме, в установленный срок, что налоги начислены верно, уплачены полностью и в срок, что по балансу нет дебиторской и кредиторской задолженности,  что нет расхождений между различными декларациями и что суммы указанные в них невелики, то у организации очень хороший шанс, что ее ликвидируют без налоговой проверки.

Конечно, в процедуре ликвидации много нюансов, которые невозможно охватить все разом. Различные ситуации, возникающие в нашей жизни, специфика работы организаций, меняющееся законодательство, меняющиеся требования контролирующих органов - все вносит свои коррективы.

(0 голосов)