PR и журналистика

Как ни крути, пресса - неотъемлемая часть PR. Поэтому, сколько не ищи отличий между PR и журналистикой, все равно эти сферы будут постоянно пересекаться.
СМИ играют особую роль в PR-процессе. Продвижение благоприятного образа того или иного объекта невозможно без "вмешательства" средств массовой информации. Именно через прессу пиарщики реализуют свои коммуникации с общественностью.
А пресса, в свою очере
дь,  всегда благожелательно относится к информационным материалам, содержащим интересную новость.
Но не всё и не всегда так благополучно между этими двумя сферами: сообщество журналистов, иной раз, борясь за чистоту жанра, ведрами выливает негатив на, так называемые, заказные материалы, упрекая при этом представителей  PR в инициировании компроматов. Безусловно, в разрез с журналистикой, Public Relations  - заказная работа, с целью убеждения и формирования положительного мнения
о заказчике у общественности.

На практике же, сотрудничество PR-менеджеров с журналистами намного продуктивней и выгоднее, нежели борьба этих двух сфер.
PR необходим СМИ, ведь, кто, как не он, создает новости, которые используют журналисты в своей работе. Газеты, журналы, телевидение регулярно используют информационные материалы, подготовленные пиарщиками - имиджевые статьи и интервью, пресс-релизы, пресс-киты и т.д.

Исходя из мировой практики, на сегодняшний день,  отношения между представителями PR и журналистики складывются на основе профессиональной этики.
СМИ осознали выгоду сотрудничества с пиарщиками, которые, в свою очередь, являются представителями компаний, а, значит, у журналистов появляется доступ к самой достоверной информации об организации. Так же для прессы  очень важна
роль PR-менеджеров в разъяснении руководителям организации важности открытости и честности компании.

Так же и компетентные представители смежной дисциплины - PR-менеджеры ценят роль журналистов в  информировании общественности о делах компаний. И так же в полной мере понимают проблемы, связанные с цензурой, форматом и ограниченностью места для публикаций в печатных СМИ.

Отличие PR-информации от журналистской:

PR-информация - информация, которая служит целям формирования эффективной коммуникационной среды социального субъекта - фирмы, организации, персоны.

В основе любой информации лежит факт.
В журналистике факт - это некая субъективная реальность, представ­ляемая в зависимости от мнения ав­тора.
В РR факт - это наиболее привлекательные сведения для потенциального потребителя, направленные на стимулирование его поведенческих реакций; это определенный «отрезок» действительности, который служит цели создания бла­гоприятной коммуникационной среды базисного субъекта PR.

В журналистике основной задачей является поиск социально-значимой информации, ее обработка и размещение в СМИ. Инициатором этой информации служит сам журналист или СМИ.

Основной характеристикой журналистской информации, по срав­нению с рекламной и РR-информацией, служит — ее референтность -  наиболее полная и адекватная информация о социальных субъектах, процессах.

PR-информация распространяется по инициативе базисного субъекта PR. Такая информация предназначена для определенного сегмента аудитории.

На начальной стадии РR-информация является социально-значимой только для своего субъекта PR. И только потом после информирования общественности становится значимой для этого сегмента.

В идеале PR-текст публикуется бесплатно, в этом его основное отличие.

 
PR и журналистика: общее и отличие
 ЖурналистикаPR
1. ЦельОтражение событийной картины мира, объективный анализ общественных проблем с целью их разрешенияСоздание положительного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций
2. ОбъектОбщественно важная информация, разнообразные факты текущей действительностиРепутация (негативная информация отсутствует)
3. ФункцииКоммуникативная, информирования, ценностно-ориентирующая, социально-организаторская, психологического регулированияКоммуникативная, информационная, консультационная,
4. Основные методыУбеждениеУбеждение, внушение
5. Типовые каналыГазеты, журналы, радио, ТВ, интернетСМИ, акции (конференции, брифинги, фестивали...), интернет
6. ЗаказчикОбщество, общественность, издатель, учредитель. Оплата через налоги, подписку, розницуРуководство предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена)
7. Ключевые профессииКорреспондент, редактор, фотограф, оператор, дизайнер, верстальщикСпециалист по связям с СМИ, специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер
8. Характер трудаИндивидуально-коллективный, производственно-творческийПроизводственно-творческий, индивидуально-коллективный
9.Произведения, жанрыИнформационные, аналитические, художественно-публицистическиеПресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий, пресс-конференция, пиар-кампания
10. АудиторияСистематическое информирование массовой аудитории с ориентацией на читательское ядроСистематическое информирование целевой группы через посредников в виде СМИ или в ходе специальных пиар-акций