«Черный» PR. В широких массах россиян термин «Черный пиар» появился благодаря роману нашего современника Виктора Пелевина «Генерация Пи». Это понятие часто употребляют журналисты, политики и бизнесмены. Синонимами «чёрного пиара» можно назвать «грязные рекламные интриги» и термин «очернение». Специалисты по рекламе и журналисты дают совершенно различные толкования словосочетанию «чёрный PR», которые в большинстве случаев носят негативный характер.
На наш взгляд, наиболее точно черный PR отражает такое понятие как "скрытые технологии". Так называемые «черные» пиарщики ходят по тайным тропам: некоторые из них размещают хвалебные публикации, на самом деле не имеющие под собой реальных оснований. Правда ради этого им зачастую приходится расстаться с изрядной суммой денег, в противном случае, статью просто не станут печатать, она будет, приторной и скучной.
Каковы же главные отличительные особенности чёрного пиара? Прежде всего, он является методом и технологией public relations, противоречащими закону, не соответствующими морально-этическим нормам, принятым в обществе. Ради достижения своих целей черный пиарщик способен пойти на всё: в ход идут шантаж, собранная незаконными методами информация, подкуп СМИ. Задачи: намеренно подорвать репутацию конкурента, заставив публику взглянуть на него через призму собственного ложного, подчас неподкрепленного доказательствами, мнения «черного пиарщика», навязанного обществу.
По сути, «чёрный PR» – элементарная публичная ложь, являющаяся следствие конкурентной борьбы, направленная часто на достижение собственных корыстных целей путем очернения конкурентов. Можно сказать, что современный «черный пиар» - это множество методов и конкретных мероприятий, имеющих целью испортить репутацию отдельного человека или целой компании. Вся подноготная скрыта от публики, мы видим только вершину айсберга – результат грязной рекламы. При этом финансирование подобных мероприятий также ведётся скрытно.
Сейчас любую критику в сторону конкурентов, поданную в некорректной форме, уже считают «чёрным пиаром». То есть, копание в чужом грязном белье, вместо реальных оценок собственных достижений и промахов - это и есть скрытая, «грязная» самореклама.
В политике и в экономике, где, как известно, борьба идёт не на жизнь, а на смерть, публикация подобных материалов - довольно распространенный способ устранить конкурентов. Тот самый «чёрный пиар», утечку неблаговидной информации или её подтасовку часто представляют нам как «борьба за правду», «за демократию и гласность», «за права человека». Пиарщики уверяют, что восстанавливают социальную справедливость, открывают людям глаза на происходящее, между тем искусно манипулируя общественным мнением.