Корпоративная культура как основа внутреннего PR

«Есть только два способа управлять людьми,сказал как-то Редьярд Киплинг рубить им головы или пересчитывать их». Сегодня, благодаря связям с обще­ственностью, хлесткая фраза поэта выглядит анахронизмом: к двум способам добавился третий — коммуникация.

Термин «корпоративная культура» впервые был применён немецким фельдмаршалом и военным теоретиком Мольтке, для определения  взаимоотношений в офицерской среде. Как правило, эти взаимоотношения проявлялись не только на уровне официальных уставов, правил, но и "закреплялись" дуэлями. Ранение, оставившее шрам, было отличительным признаком солдата, говорящее о его принадлежности к той или иной офицерской "группировке".

Корпоративная культура является одним из основных компонентов реализации внутреннего PR. Разработать правильную культуру организации, способствующую ее эффективной деятельности, очень непросто, а уж надежно внедрить ее в сознание каждого члена коллектива часто оказывается практически невыполнимой задачей.

Определений корпоративной культуры существует так же много, как и понятий Public Relations. Каждый из авторов стремится дать собственное определение этому понятию. Так, Капитонов Э. в своей работе «Корпоративная культура: теория и практика» определяет организационную культуру как «совокупность прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, ценностей, убеждений, культурных образцов, включенных во все сферы жизнедеятельности организации и задающих людям-работникам ориентиры повеления, позволяющие справляться с проблемами вешней адаптации и внутренней интеграции, предопределяющих конкурентоспособность данной организационной структуры».

Моисеева в своем труде «Коммуникационный менеджмент» пишет о корпоративной культурой как о качественной реализации позитивного корпоративизма на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента, с учетом социально-этической ответственности.

От того, насколько сильна корпоративная культура, зависит поведение сотрудников, а соответственно и эффективность деятельности предприятия в целом. Сильная корпоративная культура способствует тому, что сотрудник начинает отождествлять себя с ней. В результате у человека возникает желание помочь «своей» организации. То есть корпоративная культура может стать фактором, влияющим на воплощение корпоративной стратегии фирмы.

К основным функциям корпоративной культуры относят:

  • формирование и поддержание положительного имиджа компании;

  • обеспечение чувства сопричастности всех сотрудников к делам фирмы;

  • формирование чувства преданности у сотрудников по отношению к организации;

  • формирование определенных стандартов поведения среди персонала компании;

  • обеспечение стабильности и благоприятного психологического климата  в организации;


Одним из важных элементов корпоративной культуры являются внутренние ценности. Компания должна стремиться к тому, чтобы ее ценности стали общими для всех сотрудников фирмы, что, в свою очередь, должно способствовать их сплочению. Постоянно меняющийся окружающий мир вызывает в людях стремление хоть к какому-то постоянству. И именно в ценностях организации персонал фирмы находит это постоянство.

Сильная культура организации способствует внешней и внутренней стабильности фирмы, благоволительному отношению персонала к руководству, друг к другу и к компании в целом.

Многие эксперты, при анализе деятельности успешных компаний, выдви­гают на первый план уникальность и конкурентоспособность их продукции. Однако, многие организации достигают успеха не благодаря современным тех­нологиям и высокому качеству продукции – в конце концов, все это можно скопировать или перенять. Куда сложнее перенять хорошие трудовые взаимо­отношения и социальные механизмы управления персоналом.

А между тем именно эти факторы составляют самое долговечное конку­рентное преимущество организации. Диалог между руководством и персоналом является основой внутриорганизационной жизни.