Вера Сытина - главный технолог Немецкой Фабрики Печати
Династии в полиграфии. Интервью с главным технологом Немецкой Фабрики Печати Верой Сытиной
Во всем мире многие известные типографии успешно управляются несколько веков полиграфическими династиями. Эта интересная и сложная область дает возможность целым поколениям заниматься печатным делом не только из-за родственных связей, но и благодаря захватывающим возможностям и нюансам.
Возможно, Вы знаете основателя «Первой образцовой типографии»... Иван Дмитриевич Сытин стал родоначальником целой династии полиграфистов, представитель которой работает сейчас в нашей компании Главным технологом и носит фамилию своего известного прапрадеда.
Вера, как зародилась ваша полиграфическая династия?
Династия берет начало с момента основания Первой образцовой типографии в Москве. 7 декабря 1876 г. купец по скорняжным и книжно-картинным товарам Шарапов получил свидетельство на открытие литографского и конгревного заведения. А заняться Шарапов издательским делом решил благодаря настойчивым просьбам своего приказчика – моего прапрадеда Ивана Дмитриевича. И вот - с одной литографской машины, разместившейся в частном доме на Воронихиной горе, началось книгоиздательское дело Сытиных. В 1879 году литография полностью перешла в руки Ивана Дмитриевича.
А в 1884 году литография объединилась с другими крупными предприятиями и возникло «Товарищество Сытина». Уже в начале 20 века в Москве нашей семье принадлежала крупная книжная типография, оборудованная первоклассной техникой. Начав свою деятельность с одной литографской машины, типография превратилась в одно из крупнейших полиграфических предприятий России. Уже позже историю повторил мой отец, начав свой бизнес с одного ризографа.
Отец начал? То есть династия прервалась?
Да. После революции типография Сытиных была национализирована, а вся семья дедушки – репрессирована. Из известного печатника дедушка превратился в шахтера. Кстати, практически больше никто из потомков деда не стал продолжать работать в печатном деле. В том числе и мой отец - он стал инженером.
И все же родовые традиции взяли свое! Все равно – возвращение в полиграфию, основание типографии!
Мой отец – истинный бизнесмен (улыбается), наверное как и прапрадед. Возвращение в полиграфию – это не дань семейным традициям. Это – глубокий анализ рынка и умение видеть перспективу.
В советское время все типографии были государственными. Им жилось неплохо – активно печатались книги. Особенно, в огромном количестве - политтехнологические, партийные, призывные издания. Типографий было не так много и все они были обеспечены гос. заказами и гос. деньгами.
После перестройки и падения социалистического режима типографии оказались в затруднительном положении: объем гос. заказов снизился в разы, вдруг перестали издаваться детские книги, раскраски, художественная литература. Да и вообще – перестало издаваться практически все. Держались только небольшие газетенки.
И в это время твой отец решил, что бизнес перспективный? Ведь все в упадке…?
На тот момент, в период обмена денег, необходимо было их просто быстро во что-то вложить. В этот же момент появилась маленькая конторка (одно из первых коммерческих предприятий), которая издавала «хиленькие» детские раскраски. Ведь, несмотря на упадок, дети никуда не делись.
Мой отец покупает ризограф и появляется научно-производственная фирма «ЭКО». И конторка становится его первым заказчиком. Сначала это было один-два вида 16-страничных раскрасок тиражами по 2-3 тысячи формата А5. А потом как-то все пошло развиваться. Веди необходимо было не только печатать, но и собирать и скреплять. Так появились: проволокошвейная машинка, первый резак. Конечно, все было старое и требовало серьезного обслуживания, восстановления. Но справлялись (наверное, гены) и через 2-3 года появился спектр клиентов.
Рискованно. А как развивалась ваша типография дальше?
В 1996 году уже появилось газетное производство. Одновременно с этим развивался твердый переплет, что в итоге было выбрано в качестве основного направления типографии. В основном это связано с тем, что появилась необходимость обновления учебной литературы – государство же уже другое! И именно здесь проявилось умении моего отца смотреть в будущее.
Развитию бизнеса помогло то, что заказчиком типографии стал университет, в котором мой отец преподавал в молодости и сохранил дружеские отношения с коллегами. Один из них впоследствии стал ректором Университета. В принципе, на университете и зарабатывалось имя.
Технология отработалась достаточно быстро. Покупалось соответствующее оборудование.
Со временем появилось желание заниматься более эксклюзивными вещами, а не просто стандартами. Один из результатов, который известен многим жителям республики – Конституция Казахстана в твердом переплете не больше спичечного коробка с золочеными обрезами. Это был шедевр! Полностью ручная работа! Одно из изданий, посвященное 270-летию дружбы народов было подарено президенту республики.
То есть ваша типография занимается еще и креативом, дизайном, а не просто производство?
Конечно! Типография является не только производственной площадкой, но также издательством, в котором есть не только верстальщики и корректора, но и замечательные художники и дизайнеры.
Ты, наверное, с детства вращалась в этой среде и также хотела стать полиграфистом?
В общем-то не с детства, а с 13 лет. Но на момент выбора профессии совсем туда не рвалась. Хотелось отдать дань моде – пойти на юриста, экономиста.
Да ты что? А почему ты пошла в Полиграфический институт?
На самом деле, пошла в полиграфию только усилиями семьи. Реально не пожалела уже на 3-ем курсе, когда накапливаемые помаленьку знания стали открывать весь полиграфический процесс совершенно с другой стороны. Решения проблем стали находиться более быстро. Так и затянуло. Я влюбилась в профессию! Теперь я понимаю, что никогда не смогу сидеть в офисе. Для моей жизни мне необходимо крутиться в процессе этой «мясорубки» - не стоять за машиной, а устанавливать, отлаживать этот процесс, управлять им! Когда все получается, решаются проблемы и появляется стабильность в процессе – это всегда радует. Очень люблю браться за что-то сложное и новое. Иногда, в процессе работы, появляются такие вещи, которые противоречат всем законам и всем наукам, но они работают!
А почему ты здесь, в Москве, самостоятельно, практически с «0» строишь свою карьеру? Почему ты не продолжаешь дело отца и не работаешь в вашей типографии?
Это не мой каприз и не принцип. Это – географические и демографические границы между странами. Настаивая на моем поступлении в полиграфический институт (кстати, и моей сестры тоже), отец рассчитывал, что мы будем работать в его типографии и перенимать его бизнес. Но времена изменились. Если на общей арене СНГ все кричат, что все замечательно, в реалии – это не так. В Казахстане живут спокойно только те русские, которые «ишачат», но ничем не владеют. К окончанию мной и сестрой институтов, мой папа уже настаивал на том, чтобы мы остались в России и верил в нас как в высококлассных специалистов, способных много добиться самостоятельно.
В связи с изменившейся ситуацией, отец надеется, что бизнес будет перенесен в Россию и мы вместе продолжим нашу династию, но уже с названием не «Первая образцовая типография», а «ЭКО».
А ты будешь настаивать на том, чтобы твои дети пошли учиться и работать в полиграфической отрасли?
Сложно сказать. Настаивать, наверное, не буду, но любовь к полиграфии буду стараться прививать с детства. Кстати, мой племянник с 2-х лет не вылезает из типографии. В возрасте 2-3 года его в буквальном смысле трясло при виде печатной машины. Не пугайтесь - от счастья и восторга! Наверное, гены (с улыбкой).
Гордишься своей профессиональной династией?
Никогда об этом не думала. Конечно, очень горжусь и уважаю прапрадеда и отца. Не перестаю удивляться их внутренней силе и предпринимательским способностям. В моей библиотеке почетное место занимает книга о моем прапрадеде, истории его жизни, таланте. Надеюсь (улыбается), ценности и качества его личности передались и его потомкам. И я ему и отцу за это благодарна
Источник: nfp.ru
Ольга Распутина
Печатный дворъ Распутинъ