Злая муза Достоевского – кто она?

         Кто бы помнил эту женщину, если не было бы на земле русской такого великого писателя, как Федор Достоевский? Аполлинария Суслова… Она все-таки осталась в памяти многочисленных поклонников писателя, без ее имени не обходится ни одна его биография. Тем не менее о ней не пишут с восторгом и упоением, как о музах других великих людей. Скорее наоборот, некоторые биографы и критики пытались замалчивать имя Сусловой, не упоминать о том значении, которое она имела в жизни и творчестве писателя, но… у них просто ничего не получалось, биография не складывалась, в повествовании образовывались ямы. Происходило это потому, что не писать о Сусловой было нельзя! А почему не хотели о ней писать? Что она такое представляла из себя? Давайте вернемся на 150 лет назад.

      В середине 19 века появилось такое явление – эмансипированные женщины. Относились к ним, мягко говоря, неоднозначно, скорее отрицательно. Эмансипированные женщины будоражили устоявшийся общественный уклад жизни. А. Суслова была одной из них. Одни называли ее «стриженой феминисткой», другие – «ужасной женщиной», были и такие, кто наделял ее непечатными прозвищами. 5.jpg Но подумайте, сколько разнообразных эпитетов она заслужила! Взбалмошная, гордая, умная, дерзкая, страстная, независимая, порочная, сильная духом, бунтарка, да ко всему еще и красавица. Вот такую женщину – Аполлинарию Суслову, моложе на 18 лет, встретил и страстно полюбил Федор Достоевский.

      Нет нужды говорить, что все творчество Достоевского пронизано высочайшим психологизмом. Еще одна особенность его творчества: в своих произведениях писатель выражает любимую мысль: узнать радость через страдание. Именно так можно определить длительную и мучительную связь писателя с А. Сусловой.4.jpg

     Об этой женщине стали много говорить и писать почти сразу после внезапной смерти Достоевского, когда вся просвещенная интеллигенция поняла, что ушел великий писатель, оставивший после себя не просто десяток романов, пусть даже интересных… ушел философ-мыслитель, сумевший своим талантом показать все глубокие, внутренние, трудные переживания человека. Яркие, живые женские образы его романов, правдивая, непридуманная линия поведения героинь позволили задуматься о прототипе. Кто же эта вдохновительница, заставившая засиять в полную меру талант Достоевского?

      К сожалению, ни первая жена писателя – Мария Исаева, ни последняя – Анна Сниткина не могут претендовать на это место. Обеих он любил, а А. Сниткину считал вообще «идеальной женой писателя». Но ни одна не стала героиней его романов, не воплотилась даже косвенно в его произведениях.

     Именно Аполлинарии Сусловой по праву принадлежит роль музы писателя. Конечно, она никогда бы не смогла быть преданной и верной женой; это совсем другой тип женщины. Упрямая и независимая, она ценила идеалы свободы и прогресса, но вместе с тем ценила и свободу от всяких семейных уз.

   
    Литературовед И. Волгин, много лет изучавший жизнь и творчество Достоевского, признает, что Суслова глубоко «ранила сердце писателя, уязвила его». А уязвленное сердце – могучий источник творчества. Мучительная для обоих связь помогла писателю проникнуть в бездны человеческой психики, как это получилось у него в повести «Игрок», романах « Идиот» и «Братья Карамазовы», помогла таким философским прозрениям как «Красота – страшная сила» и «Красота спасет мир».3.jpg


      Роковая красавица А. Суслова, «эталон русской стервы», по определению некоторых критиков, смогла внушить писателю такую любовь-ненависть, что чувства и память об Аполлинарии отразились во многих его произведениях и стали значительным явлением русской литературы и философии.
      Аполлинария, или Полина, как звали ее домашние, была девушкой из народа. Ее отец, бывший крепостной графа Шереметева, сумев вырваться на волю, мечтой всей жизни считал дать хорошее образование двум дочерям. Со старшей, Надеждой, ему это удалось: получив высшее образование за границей, Надежда стала одной из первых женщин-врачей в России. Красавица Полина тоже была умна и развита, но резкость характера, проявлявшаяся уже в ранней юности, порывистость, быстрая смена симпатий и антипатий, увлечение женской змансипацией не дали возможности серьезно относиться к учебе. Хотя она почти постоянно записывалась на какие-то курсы, посещала лекции (где, собственно, и встретилась с Достоевским). Зато от отца Аполлинария унаследовала мужицкую стойкость и житейский практицизм.


       Несмотря на 18 - летнюю разницу в возрасте, писателя и 22-летнюю Полину сразу потянуло друг к другу. Они нашли себя друг в друге, эти две натуры, таившие в своих глубинах нерастраченные чувства. Оба хотели испытать самые настоящие страсти, оказаться на грани добра и зла, у обоих появилась потребность в страдании.


        Они то мучили друг друга упреками, то вновь мирились. Достоевский находил утешение в христианстве и в творчестве, создавая замечательные сюжеты с яркими персонажами. Писатель и Полина сильно любили друг друга, однако на любовь смотрели по-разному. Для Достоевского всего важнее было обладание, а Полина ценила женское равноправие и не хотела подчиняться. А что она хотела – так это того, чтобы ее друг развелся с «этой чахоточной женой». Полина к тому же была собственницей и не желала делить писателя с кем-либо еще. Достоевский был православным христианином и никак не мог допустить развода. Он называл подругу «больной эгоисткой», а сам дико ревновал ее без всякого повода к студентам, поэту Я. Полонскому и даже к брату Михаилу.

1.jpg
      Вот такая была у них своеобразная любовь, которую назвать любовью-ненавистью можно будет тогда, когда для самой Аполлинарии началось испытание: ее любовь к испанцу Сальвадору. И здесь згоцентризм Сусловой проявился в полной мере. Влюбившись в испанца, она изменила Достоевскому спонтанно, с подсознательным желанием спровоцировать бурную вспышку ревности, а за ней – столь же бурную сцену примирения и любви. Ее объяснение с писателем достойно перу его будущих романов. Об этом вспоминал в письмах и сам Достоевский, подробно запечатлела в своих дневниках и А. Суслова.

       Писатель был потрясен признанием Полины. Он впал в депрессию и даже не мог подумать о ревности. Его лишь одно волновало: полюбила Полина гения вроде него (в своей гениальности писатель никогда не сомневался) или молодую посредственность. И с облегчением успокоился, узнав, что светский красавчик – явно «не Лермонтов», а значит, и не соперник. А. Суслова видела, что от ее измены любовь Достоевского к ней только усилилась; для писателя же стало привычно мазохистское наслаждение страдать от любви. Этот период их отношений психологически точно описан в «Игроке».


      Расстались они в конце октября 1863 года. Достоевскому надо было ехать в Россию, там умирала жена. А Полина оправилась в Париж. Ее парижский дневник полон тоскливых записей. Полина тратила себя в безумной игре с десятками мужчин и не могла до конца хоть кем-то увлечься. Дневник хранит имена мужчин разных национальностей и возрастов. Роковая женщина, она умела сводить людей с ума, обладая поразительным свойством сочетать в своем облике недоступность и кокетство. Но в тайнике ее души жила мечта о романтической любви, которую Достоевский ей не дал; Полина считала, что он убил у нее веру в людей и оттого безумно тосковала. В одиночестве продолжала колесить по странам Европы, часто меняла любовников, но счастья так и не нашла.


      Страстная любовь-ненависть к Аполлинарии целиком захватила писателя, но в начале 1865 года, когда они встретились вновь, он окончательно понял, что их любовь умерла, ее просто нет. Одним из первых в мире великий писатель понял, что подлинное значение добра можно понять только тогда, когда поймешь все мрачное величие и ужас зла. В своих произведениях он описал обольстительную привлекательность зла, его завораживающую силу.


      Давно замечено, что порок всегда легче воплотить в художественные образы, чем добродетель. Отрицательные персонажи у Достоевского выглядят гораздо ярче положительных. У них виден душевный разлом, за их души ведут борьбу Бог и Дьявол. Писатель осознал страшную трагедию того, что душа человека не может обходиться без зла. Для Достоевского Аполлинария и была тем необходимым злом, без которого он не мог творить, не мог получить необходимый заряд для творчества.


     Оба причинили друг другу столько страданий! Чего стоило пережить Сусловой страшную рулетоманию писателя, когда, проигравшись в пух и прах, он буквально забрасывал ее (и не только ее) письмами с просьбой выслать хоть сколько денег, лишь бы добраться до России. И гордая Полина помогала. В своей болезни (эпилепсия) он виноват не был, но постоянные припадки нервности, грубость, стремление обладать – все это проявилось сполна. Примирения были бурными, с рыданиями, упреками и раскаянием, однако через некоторое время силы отталкивания все равно брали верх.


       Лето 1865 года стало уже настоящим концом их любви-ненависти. Все перегорело, хотя теперь писатель был свободен (жена умерла). Он жил творчеством и надеждой на счастье. Еще раз сделал предложение Полине. Но той уже было ничего не нужно. Ей вдруг стало противно в Достоевском все, что раньше она просто терпела: его религиозность, разговоры о морали, любовь к сладкому. Ей ужасно не нравилось, что костюмы на нем сидят мешком, хотя заказывал он их у дорогих портных.


      Любовь кончилась, но писатель так и не смог забыть свою неверную подругу и чувства к ней. Оставшиеся 15 лет жизни он воплощал ее в женских образах своих произведений. Черты характера Аполлинарии (да и внешности тоже) отражены в сестре Раскольникова из «Преступления и наказания», Лизы в «Бесах», Настасьи Филлиповны и Аглаи Епанчиной в «Идиоте», Полины в «Игроке», Грушеньки и Катерины в «Братьях Карамазовых». Целая галерея прекрасных и противоречивых женских образов!


      Именно дерзкая и самолюбивая Аполлинария помогла Достоевскому раскрыть свой талант, постичь глубины человеческой психики. Его просто неудержимо влекла сила ее характера, необузданный темперамент, порочные страсти и идеалы свободы, так органично уживавшиеся в ее душе. Для писателя она стала своеобразным зеркалом, в котором он яснее видел как собственные пороки, так и те черты человеческой души, которые отразились в героях его романов.


     После полного разрыва с Достоевским Суслова, думая о самоубийстве, уничтожила многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных отношений стали историей, оставив исследователям лишь догадки и предположения. Правда, есть написанная Сусловой книга «Годы близости с Достоевским», остались ее дневники… но многое было предано огню.


     «Злая муза Достоевского» стала женой еще одного известного философа-писателя – Василия Розанова. Там тоже было много страстей, но это тема уже другой статьи.2.jpg

(0 голосов)