Резюме: 10 наиболее вопиющих преступлений против пользователей сети Интернет. Напасти веб-дизайна и кошмары языка HTML преследуют нас в несметных количествах, хотя сегодня просчеты, препятствующие комфортному пребыванию в сети, встречаются уже не столь часто, как это было еще в недавнем прошлом.

Приводимый здесь перечень 10 основных ошибок веб-дизайна далеко не единственный из составленных мной, начиная с 1996 года.

1.       Неточный поиск

Поисковые машины, обрабатывающие запросы чересчур буквально, затрудняют поиск, поскольку не способны распознавать опечатки, окончания множественного числа, дефисы и прочие вариации текста запроса. Особую трудность подобные поисковые машины представляют для пожилых людей, хотя добавляют неудобств и всем остальным пользователям.

С поиском связана еще одна проблема. Суть ее в том, что при выведении результатов поиска система отдает приоритет тем документам, которые содержат наибольшее количество слов из упомянутых в тексте  запроса, вместо того, чтобы сортировать документы по степени их важности. В лучшем случае поисковик отображает наиболее «беспроигрышные» ссылки в самом начале списка. Последнее особенно важно, когда запрашиваемые данные представляют особую ценность, например, когда требуется получить информацию о конкретном товаре.

Поиск для пользователя как спасательный трос, протягиваемый ему, когда его странствия по сети заходят в тупик. Конечно, в отдельных случаях можно воспользоваться и расширенным поиском, но, как правило, самый простой способ есть одновременно и самый эффективный. При этом результаты должны выводиться в виде простого и понятного информационного блока, т.е. представлять собой  именно то, что и ожидают от поиска.

2.      Документы в формате PDF для просмотра в сети

Пользователи редко бывают в восторге от того, что в процессе работы в Интернете им приходится сталкиваться с PDF-документами. Это нарушает плавный ход работы, ведь даже такие элементарные действия, как сохранение документа или отправка его на печать вызывают сложности из-за недоступности стандартных команд браузера. Структура PDF-файлов в большинстве случаев оптимизирована под чтение с печатного листа, а не с экрана компьютера, на котором PDF-страницы просто не помещаются. И тут уж не остается ничего, кроме как, распрощавшись со всеми удобствами плавной прокрутки, отправиться навстречу крошечным шрифтам.

Но самое неприятное заключается в том, что PDF-документ представляет собой монолитный блок, в котором не так-то легко сориентироваться.

Формат PDF – безусловная находка, когда речь заходит о печати или распространении справочных материалов и прочих объемных документов, предназначенных для печати. Оставьте его для этих целей, а все то, что создается непосредственно для работы в сети, должно быть преобразовано в веб-документы.

3.      Невыделение ссылок на посещенные страницы другим цветом

Четкое и наглядное представление о том, какие Интернет-ресурсы вы посещали в недавнем прошлом, позволяет понять, где вы находитесь в настоящий момент, это и есть кульминация вашего путешествия по сети. Зная историю своих посещений, легче принять решение, в каком направлении двигаться дальше. В путешествии по всемирной паутине ключевую роль играют ссылки. Планируя свой маршрут, пользователь может удалять с пути своего следования ссылки на те сайты, посещение которых в прошлом не принесло ожидаемых результатов, и наоборот, вновь обращаться к тем ресурсам, где были обнаружены полезные сведения.

Но что самое главное, зная о том, где вы уже побывали, вы можете избавить себя от случайного повторного посещения тех же самых сайтов.

Перечислять подобные преимущества можно бесконечно, но лишь при одном условии, а именно: если есть возможность отличить ссылки на уже посещенные страницы от тех, которые еще не просматривались, исходя из того, каким цветом они выделены на экране монитора. Если же ссылки не меняют своего цвета, то, как показывают результаты исследований, у пользователей наблюдается общая дезориентация поведения, что приводит к неоднократному непреднамеренному посещению одних и тех же сайтов.

4.      Трудновоспринимаемый текст

Стена сплошного, ничем не прерываемого текста смертельна для работы в сети. Она действует угнетающе. Наводит скуку. Утомляет глаза.

Если уж вы взялись за создание сайтов, потрудитесь размещать информацию так, чтобы ее можно было воспринимать непосредственно с экрана монитора, не прибегая к функции печати.  Чтобы привлечь внимание пользователя к какому-либо материалу и при этом сделать его более доступным для восприятия, используйте уже не раз доказавшие свою эффективность приемы, как-то:

·         подзаголовки;

·         маркированные списки;

·         короткие абзацы;

·         эффект перевернутой пирамиды, когда основные факты помещаются в самое начало текста;

·         доступный стиль изложения;

·         и, наконец, язык фактов, свободный от напыщенной рекламной мишуры.

 

5.      Фиксированный размер шрифта

Технология CSS (Cascading Style Sheets - каскадные таблицы стилей), к сожалению, позволяет сайтам блокировать имеющуюся в браузерах функцию изменения размера шрифта, одновременно давая возможность устанавливать фиксированные значения. В результате, в 95% случаев шрифт уменьшается до крошечных размеров, существенно затрудняя восприятие информации людьми в возрасте старше 40 лет.

Уважайте же предпочтения пользователей и позвольте им самостоятельно настраивать то, что они видят на экранах своих мониторов. А определяя размеры шрифтов, указывайте относительные, а не постоянные величины.

6.      Неудачные заголовки, ограничивающие возможности поиска

Поиск служит основным способом получения информации об Интернет-сайтах.  С помощью поиска можно находить нужные данные и в рамках одного конкретного Интернет-сайта. Простой и понятный заголовок  – это основной инструмент привлечения новых пользователей с поисковых серверов и реальная возможность направить по нужному пути уже имеющихся пользователей.  

Заголовок веб-страницы содержится в HTML-теге <title> (<заголовок>) и в большинстве случаев служит ссылкой на сайт на страницах результатов поиска, выдаваемых поисковыми серверами (англ. Search Engine Result Pages, сокр. SERP –страницы выдачи результатов поиска). Поисковые машины, как правило, отображают первые 66 знаков текста заголовка, так что можно с полной уверенностью утверждать, что заголовок в концентрированной форме передает основное содержание веб-документа.

Заголовки веб-документов также используются при добавлении закладок в меню «Избранное», когда возникает необходимость ускорить доступ к сайту в будущем. Если у вас есть собственная домашняя страничка, используйте в качестве заголовка название компании, добавив к нему краткое описание сайта. Не рекомендуется начинать заголовок со слов «Добро пожаловать в…» или «Компания…», если конечно вы не хотите, чтобы в алфавитном указателе вас разместили под буквами «Д» или «К».

Что же касается веб-страниц других типов, лучше всего выносить в начало заголовка самые яркие и запоминающиеся слова, которые давали бы представление о характере размещенного на странице материала. Поскольку заголовок веб-страницы совпадает с заголовком окна браузера, то при открытии нескольких окон первые слова из названия документа будут отображаться в строке заголовка данного окна на панели задач Windows, а значит, продвинутые пользователи смогут перемещаться среди множества открытых окон, руководствуясь именно этой видимой им частью фразы. Поэтому начиная заголовки всех страниц сайта с одних и тех же слов, вы тем самым серьезно усложняете жизнь любителям открывать большое количество окон.

То же самое можно отнести и к подзаголовкам. Они также должны быть краткими и передавать основную идею сайта.

7.      Элементы веб-страницы, напоминающие рекламные объявления

Избирательность внимания – чрезвычайно мощный фактор. Пользователи научились не обращать внимания на рекламные объявления, периодически вырастающие у них перед глазами  в процессе поиска информации. (К исключениям можно отнести лишь текстовые объявления на поисковых серверах).

К сожалению, наряду с рекламой часто игнорируются и вполне легитимные элементы веб-страницы, с виду похожие на те, что используются при создании рекламных блоков. В конце концов, когда вы чем-то пренебрегаете, вы лишаете себя шанса узнать, что это такое на самом деле.

Вывод: необходимо максимально ограничить использование каких бы то ни было элементов веб-дизайна, напоминающих рекламные объявления. Конкретные примеры, приводимые здесь, могут варьироваться с появлением новых форм рекламы, а пока что можете руководствоваться следующими наблюдениями:

– эффект «рекламной слепоты» означает, что пользователи не акцентируют внимание ни на чем, что по внешнему виду или по положению на странице напоминает рекламный баннер;

– стремление обходить стороной флеш-анимацию заставляет пользователей игнорировать те участки веб-страницы, где что-то мигает, сверкает и назойливо требует к себе внимания;

– желание избавиться от всплывающей рекламы приводит к тому, что все временные окна закрываются  пользователями еще до того, как страница успевает полностью загрузиться, причем делается это порой с особым злорадством (своего рода символ торжества компании GeoCities, призывающей вернуться на свою домашнюю страницу).

8.      Нарушение традиционных принципов разработки веб-содержимого

Логичность – один из важнейших принципов практичности. Когда события раз за разом развиваются по одному и тому же сценарию, нет необходимости беспокоиться о том, что же произойдет дальше. Напротив, можно с уверенностью утверждать, как поведет себя тот или иной объект, исходя из своего прошлого опыта. Каждый раз, когда бросаешь яблоко в сэра Исаака Ньютона, оно падает ему на голову. Так и должно быть.

Чем чаще сбываются ожидания пользователя, тем увереннее он чувствует себя при работе с системой и тем большую симпатию он к ней испытывает. И наоборот, чем чаще система обманывает его ожидания, тем большие сомнения его одолевают. «Вот это да! А вдруг, если я брошу это яблоко, оно превратиться в помидор и подпрыгнет на километр в небо?»

Закон Джейкоба об опыте пребывания пользователей в сети гласит, что «пользователи большую часть времени проводят на других веб-сайтах».

Это означает, что зная по опыту, как построена работа большинства сайтов, пользователь оценивает каждый новый сайт с позиции данного опыта. При наличии же каких-либо отклонений сайт становится неудобным для пользователя, и он может уйти.

9.      Открытие новых окон обозревателя

Сайт, открывающий новые окна в браузере пользователя, можно сравнить с продавцом пылесосов, который, придя к вам в дом, начинает с того, что опрокидывает на ковер пепельницу. Прошу вас, не надо загрязнять чужие рабочие столы дополнительными окнами! По крайней мере до тех пор, пока существующие операционные системы не предложат более эффективных средств управления многооконным режимом.

Активируя данную функцию, веб-дизайнеры рассчитывают на то, что это поможет задержать пользователей на сайте. Но даже если забыть о том, что подобные действия, по сути, направлены против пользователя, поскольку подразумевают передачу контроля над его компьютером сайту, такая тактика уже изначально обречена на неудачу, так как пользователь оказывается лишенным привычной возможности вернуться к ранее просмотренным страницам при помощи кнопки «Назад». К тому же, открытие нового окна зачастую проходит незамеченным, особенно на мониторах небольшого размера, где окна развернуты на всю ширину экрана. В этом случае при попытке вернуться к предыдущей странице пользователь будет просто сбит с толку, увидев, что кнопка «Назад» неактивна.

Ссылки, ведущие себя нестандартно, затрудняют понимание пользователями механизмов действия собственной системы. Ссылка должна представлять собой простой гипертекст, с помощью которого можно открыть новую страницу в том же окне. Пользователи терпеть не могут непрошеных гостей в виде произвольно открывающихся новых окон. Если требуется открыть какую-либо страницу в новом окне, всегда можно воспользоваться имеющейся в любом браузере командой «Открыть ссылку в новом окне» – конечно, если страница, на которую указывает ссылка, не содержит особого кода, препятствующего выполнению стандартных команд браузера.

10.  Отсутствие нужной информации

Интернет-пользователи отличаются высоким уровнем мотивации. Они посещают определенные сайты с определенной целью – может быть, даже с целью приобрести вашу продукцию. И если нужная им информация не будет представлена у вас на сайте, ваш сайт в конечном итоге ждет полный провал.

Иногда из-за отсутствия необходимых сведений вы можете потерять выгодную сделку, поскольку покупателю, не нашедшему на сайте никаких подробностей, не остается ничего, кроме как прийти к выводу о несоответствии вашего товара или услуги его потребностям. Другая крайность заключается в том, что важную информацию буквально хоронят под толстым слоем рекламного мусора вперемежку с разного рода любезностями и учтивостями. А так как время покупателя небезгранично и ему некогда вчитываться в каждое слово, все актуальное остается «за кадром», как если бы там ничего и не было.

Наконец, наихудший из вариантов пренебрежения интересами пользователей  – это отсутствие цен на товары и услуги. Ни один из сайтов электронной коммерции, работающих по схеме B2C (Business-to-Consumer – бизнес для потребителя), не совершит такой ошибки, однако сайты типа B2B (Business-to-Business – бизнес для бизнеса) славятся промахами подобного рода. В частности, так называемые «решения для бизнеса» зачастую преподносятся так, что бывает практически невозможно определить, разрабатывались ли они для сотни людей или для ста тысяч человек. Цена – очень конкретный носитель информации. Именно цена позволяет понять суть коммерческого предложения, поэтому ее отсутствие дезориентирует покупателей, не давая им возможности разобраться в достоинствах и недостатках предлагаемых изделий. У нас накопились километры видеопленки, запечатлевшие Интернет-пользователей, рвущих на себе волосы от безуспешных попыток найти ответ на вопрос: «А где же цена?».

Даже сайты, работающие по принципу B2C, иногда грешат подобными оплошностями, забывая указывать цены на страницах категорий или при выведении результатов поиска. Между тем, и в той, и в другой ситуации стоимость является ключевым фактором, позволяя провести различия между товарами и перейти со страницы поиска непосредственно к их описанию.

Источник: useit.com

(0 голосов)