В наши дни редко кто из веб-мастеров занимается разработкой сайтов в HTML-редакторе. Подавляющее большинство интернет-проектов созданы и обслуживаются с помощь систем управления контентом. CMS – это инструмент автоматизации рутинных задач по работе с сайтом. С помощью движка всего один администратор с легкостью управляется с сайтом, состоящим из сотен тысяч веб-страниц и ежедневными обновлениями.
На рынке представлен широкий спектр систем управления контентом для созидания проектов абсолютно любой направленности и тематики. Почти 80% CMS распространяются на бесплатной основе. Остальные 20% движков являются коммерческими и стоят довольно дорого.
В чем же принципиальная разница между платной и свободной CMS? Какой движок будет оптимальным выбором для нового интернет-проекта? Оба типа CMS имеют свои преимущества и недостатки.
Насколько бесплатны свободно распространяемые CMS?
Базовый пакет действительно абсолютно бесплатен плюс обычно предоставляется доменное имя третьего уровня. Однако когда проект начнет набирать обороты и веб-мастеру потребуются дополнительные возможности и функции, он столкнется с неприятным фактом, что расширения и профессиональные темы почти все платные.
Бесплатные движки хороши для ведения персональных проектов без претензий на извлечение доходов. Когда же владелец сайта попытается начать монетизировать проект на свободной CMS, за все придется платить, как и в случае с коммерческим движком.
Например, переход с бесплатной версии WordPress на платную обойдется в 99USD. Большая часть плагинов для WordPress будет стоить денег. Бесплатность CMS во многом рекламный трюк, а не реальность.
Вопросы безопасности
Свободные CMS очень популярны и на каждой версии в Интернете работают миллионы ресурсов. Представляете, какой лакомый кусочек для злоумышленников? Хакеру достаточно взломать один сайт, чтобы получить возможность управления всеми проектами на этом движке. Тем более что у многих свободных CMS открытый исходный код.
Сайтов на коммерческих движках гораздо меньше. Злодеям невыгодно возиться с расшифровкой паролей доступа к одному ресурсу. Более того, поскольку платные CMS чаще всего покупают крупные, богатые компании, в техническое задание обязательно вносятся условия повышенной безопасности ресурса. Бизнесмены не хотят, чтобы ценная коммерческая информация попала в чужие руки.
Техническая поддержка и обновления
В лицензии на свободную систему управления контентом обязательно вносится пункт об отказе от ответственности. Разработчики распространяют продукт, как есть, без всяких гарантий и компенсаций за упущенную выгоду.
Платная CMS приобретается на основе контракта, в котором четко прописываются ответственность сторон, порядок подачи рекламаций, компенсации и гарантии. Компания-разработчик обязательно берет на себя дальнейшее сопровождение и техподдержку сайта.
Еще одна серьезная проблема бесплатных CMS – это то, что оболочку движка и плагины часто разрабатывают разные люди. В итоге обновления движка и дополнений не совпадают по времени. Старые плагины оказываются несовместимы с новой версией движка. Сайт начинает глючить, работать неправильно.
В коммерческих CMS такие вещи невозможны. Разработка программного обеспечения ведется в плановом порядке, под руководством ответственных менеджеров.
Разнообразие шаблонов и дополнений
Бесплатные CMS разрабатываются в расчете на массового потребителя и имеют универсальный характер. Это означает, что для специализированного проекта тему веб-страницы и комплект функций движка придется дорабатывать.
Компания-разработчик в процессе подготовки клиентского проекта адаптирует коммерческую CMS под нужды конкретного бизнеса. Услуги программистов в любом случае оплачиваются. Получается, что в этом отношении особой разницы между коммерческими и бесплатными CMS нет.
Вердикт
Бесплатные CMS отлично подходят для некоммерческих веб-проектов. Когда же речь идет о сайте для бизнеса, выбор почти всегда состоит в наличии или отсутствии денежных средств. Если у компании есть деньги – она выберет Битрикс, потому что это не только качественно, но и престижно.