Резюме: Согласно ожиданиям пользователей Интернета, 77% наиболее простых элементов веб-дизайна проявляют себя строго определенным образом. К сожалению, в отношении элементов более высокого уровня наблюдаются значительные расхождения.
Сама концепция так называемого веб-дизайна ошибочна по сути. Предположение о том, что единичные группы дизайнеров создают веб, не более верно, чем то, что отдельные муравьи возводят муравейник. Дизайнер создает лишь небольшую часть целого, что особенно справедливо теперь, когда вся сеть рассматривается как единый, интегрированный ресурс.
К несчастью, основная масса сайтов больше напоминает муравейник, выстроенный под действием наркотических препаратов: многие сайты не вписываются в стандартную картину и вызывают у пользователей трудности своим отклонением от привычных норм.
Некоторые элементы веб-дизайна получили достаточно широкое распространение, чтобы ожидать от них определенного поведения. В моем представлении уровни стандартизации выглядят следующим образом:
- Стандарт: 80 и более процентов сайтов используют одни и те же принципы дизайна. Заходя на новый сайт, пользователи ожидают, что стандартные элементы будут вести себя определенным образом, потому что так было всегда.
- Традиция: 50-79% сайтов устроены одинаково. Руководствуясь этой традицией, пользователи полагают, что все новые сайты будут функционировать по знакомому им сценарию, потому что обычно именно так и происходит.
- Несоответствие: Для таких элементов нет единых установленных норм, и даже самый популярный подход используется в лучшем случае на 49% сайтов. Поэтому при посещении нового сайта пользователь не знает, чего ожидать от подобных элементов.
(Приведенные здесь значения слегка занижены по сравнению с теми, что я приводил в 1999 г., когда полагал, что традиции требуют аналогичного поведения от 60% сайтов. Теперь я склонен считать, что то или иное поведение становится ожидаемым, если встречается не менее чем в 50% случаев).
Вместо того, чтобы просто подсчитывать количество сайтов, было бы лучше определить процент использования пользователями каждой конкретной модели сайта. Иными словами, наиболее часто посещаемые сайты получили бы больший вес по сравнению с теми, которые посещаются редко или вообще не посещаются. Такой подход внес бы некоторые поправки в мои заключения, причислив к числу стандартизованных большее число элементов, поскольку крупные сайты при создании пользовательского интерфейса, как правило, придерживаются основ.
Какое количество элементов веб-дизайна приведено к единому стандарту?
Чтобы оценить степень соответствия дизайна сайта стандартам интерфейса, я сравнил результаты двух исследований: моего собственного анализа 24 компонентов, представленных на 50 корпоративных сайтах, и научной работы Вашингтонского университета, охватившей 33 компонента с 75 сайтов электронной коммерции.
Интересно, что несмотря на изучение двух разных областей веб-дизайна, полученные в итоге данные оказались практически идентичными. Здесь я привожу лишь средние показатели по обоим исследованиям.
Степень стандартизации веб-сайтов по 57 рассмотренным позициям:
· Стандарт: 37% элементов дизайна были оформлены по одному и тому же принципу не менее чем на 4 из 5 сайтов. К стандартным элементам можно отнести:
- логотип в верхнем левом углу страницы;
- поиск на домашней страничке;
- отсутствие заставок;
- горизонтально расположенная навигационная цепочка, или «хлебные крошки» (при наличии таковой).
· Традиция: 40% элементов были выполнены одинаково по меньшей мере на половине изученных сайтов. Традиционные элементы включают в себя:
- использование термина «карта сайта» для соответствующего раздела (как рекомендовано исследованиями по удобству использования карт сайтов);
- изменение цвета ссылок на уже посещенные сайты (для упрощения навигации по сайту);
- размещение ссылки на виртуальную корзину в правом верхнем углу страницы;
- размещение ссылок на разделы одного уровня (смежные темы, находящиеся на одном информационно-архитектурном уровне с данным разделом) в колонках слева.
· Несоответствие: 23% элементов дизайна продемонстрировали такое многообразие решений, что выделить какой-то один подход не представляется возможным. Расхождения были зафиксированы в таких областях, как:
- основные схемы навигации по сайту, среди которых встречались левосторонние меню, верхние горизонтальные вкладки, верхние навигационные панели, списки разделов по центру страницы в стиле Yahoo и пр.;
- расположение функции поиска в правом или левом верхнем углу, посередине или в любом другом месте страницы;
- процесс регистрации на сайте;
- размещение раздела «Помощь».
На первый взгляд может показаться замечательным, что лишь 1/4 часть дизайнерских решений способна внести путаницу. В отношении подавляющего большинства элементов действуют стандарты или традиции, а это означает, что при их соблюдении у пользователей скорее всего не возникнет сложностей с использованием сайта.
Однако присмотревшись повнимательней к примерам по каждому уровню стандартизации, можно заметить, что большинство стандартизированных элементов, к сожалению, относятся к разряду элементарных и строго локализованных, как логотипы и определенным образом располагаемые цепочки навигации (хлебные крошки).
Элементы, вызывающие путаницу, являются более значительными с точки зрения способности пользователя разобраться в принципе действия целого сайта, а не только отдельных его страниц. Судите сами. Навигация вызывает затруднения. С поиском дело обстоит не лучше. Регистрация невразумительна. Даже «Помощь», последнее средство, к которому может прибегнуть пользователь, когда всё остальное испробовано, не всегда выручает.
Почему введение стандартов способно помочь пользователям
Нам необходимо устранить все противоречия и двигаться в сторону традиций. А еще лучше, пойти дальше и установить четкие стандарты для всех часто выполняемых задач.
Введение стандартов гарантирует, что пользователи:
- смогут предугадывать наличие тех или иных функций;
- будут знать, как эти функции выглядят графически;
- смогут отыскать их местоположение на сайте или отдельной его странице;
- будут знать, как воспользоваться данной функцией на практике, чтобы достичь нужного результата;
- перестанут тратить время на выяснение значения не знакомых им компонентов;
- не упустят важных функциональных возможностей лишь потому, что они скрыты за не известными им элементами веб-дизайна;
- будут избавлены от неприятных неожиданностей, связанных с непредсказуемым поведением тех или иных элементов.
Подобные преимущества способны повысить не только понимание принципов работы сайта, но и способность выполнять различные операции, и общее удовлетворение от работы в Интернете.
Почему сайты должны соответствовать определенным стандартам
Причина тому одна и довольно проста:
· Закон Джейкоба о поведении пользователей в сети гласит: пользователи проводят большую часть времени на других сайтах.
Во время посещения всех этих сайтов они привыкают к наиболее часто используемым стандартам и традиционным шаблонам. Поэтому впервые открыв ваш сайт, они полагают, что он устроен по тому же принципу, что и все остальные.
Согласно результатам моего последнего исследования, пользователи всемирной паутины в среднем закрывают сайт после 1 минуты 49 секунд пребывания на нем, успев за это время прийти к выводу о его несоответствии их нуждам. (Другие результаты данного исследования будут представлены в выходящем в скором времени пособии с рекомендациями по удобству использования Интернет-ресурсов).
Располагая столь незначительным временем для привлечения потенциальных клиентов, не стоит тратить ни секунды, заставляя их пробираться через дебри невразумительного интерфейса.
В дальнейшем необходимо будет выработать и использовать на практике общеизвестные правила и образцы в отношении более серьезных проблем, включая:
- структуру страниц для представления продукции;
- автоматизацию выполняемых действий (помимо простеньких корзин для посетителей Интернет-магазинов);
- основные типы данных, подлежащих размещению на корпоративных сайтах;
- информационную архитектуру для подобных данных (что и где следует искать).
Не всё можно подвергнуть стандартизации, однако в поведении пользователей на самых разных сайтах можно обнаружить гораздо больше общих моментов, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, исследование поведения отдельных инвесторов и финансовых аналитиков привело к созданию трех информационных архитектур, рекомендуемых для разделов, посвященных отношениям с инвесторами. Возможно, три образца – это еще не полноценный стандарт. Тем не менее, эти три архитектуры весьма похожи и построены на основе конкретной модели, поскольку набор действий, совершаемых инвесторами при посещении корпоративных сайтов, практически идентичен. Нет ничего невозможного в том, чтобы разработать на их базе высококачественные образцы для применения в других сферах. При этом образцы должны оставаться достаточно гибкими и вместе с тем вызывать у пользователей ощущение стабильности и контроля над основными элементами управления сайтом.
Стандарты Интранета
В плане стандартов интрасети находятся в гораздо более выгодных условиях, нежели открытые Интернет-ресурсы. Поскольку у внутренних сетей хватает других проблем, было бы весьма разумно с их стороны воспользоваться этой уникальной возможностью.
Главное отличие Интранета от Интернета заключается в том, что управление Интранетом осуществляет одна группа специалистов. Они могут установить единый стандарт, которым будут пользоваться все сотрудники корпорации. Команда может также ввести единую систему оформления публикуемых материалов, что исключает любые несоответствия, так как вся информация будет представлена в виде умело отредактированных шаблонов.
Да, я несколько упрощаю факты, говоря, что команда из нескольких специалистов может все это осуществить. В большинстве компаний специалистам по работе с интрасетями предстоит еще не одно политическое сражение, прежде чем они получат подлинное право распоряжаться сетью и превратить ее в инструмент повышения производительности труда. Но, тем не менее, большинство действительно хороших интрасетей имеют в своем арсенале некое подобие действующих стандартов.
Вне зависимости от того, идет ли речь об интрасети или о веб-сайте, совершенно ясно одно: чем больше вы следуете традициям и даете пользователям то, что они ожидают увидеть, тем больше у вас шансов на успех. Разумеется, никто не отрицает важность создания собственного уникального материала, товаров и услуг, но что касается представления данного материала в рамках конкретного интерфейса, лучшей стратегией будет следовать примеру всех остальных.
Перевод: Наталия Лайт
Источник: useit.com