Так бы и оставалась чешская компания «Лаурин и Клемент» небольшим предприятием по конструированию и ремонту велосипедов, если бы не гениальная идея, которая пришла в голову ее основателям. Молодые люди Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент придумали, как присоединить к раме обычного велосипеда одноцилиндровый двигатель. Благодаря этому изобретению в 1898 году с конвейера созданной всего три года назад компании сошел первый мотоцикл «Лаурин и Клемент». А еще через три года трехколесная модификация новой машины смогла развивать скорость до
В те годы газета «Альгемайне Аутомобил Цайтунг» провела сравнение только что изобретенной двухколесной повозки с мотором, которую представили Лаурин и Клемент, с мотоциклом, сконструированным французскими изобретателями братьями Вернер. Если французы поставили мотор на велосипед и практически ничего не изменили в его конструкции, то Лаурин и Клемент взяли за основу именно двигатель и уже к нему «пристроили» велосипед. То есть чехи и французы пошли совершенно разными путями – французы сделали велосипед с мотором, а у чехов получился двухколесный автомобиль. Время показало, что второй путь оказался более перспективным.
Молодая компания начинает бурно развиваться – уже в 1905 году Лаурин и Клемент создают свой первый автомобиль, который получает называние L&K Voiturette. Машину выставляют на самую престижную автогонку страны в Земмеринге, и она приходит к финишу первым. Этот автомобиль Лаурина и Клемента производился двух или четырехместным, его двигатель имел два цилиндра, охлаждение было водяным.
Через год на новую модель F устанавливают четырехцилиндровый двигатель объемом 2,5 литра, который имеет мощность 21 лошадиную силу, а еще через год с конвейера сходит модель FF, двигатель которой получен после объединения в одном картере двух четырехцилиндровых моторов модели F. Модель FF становится первым в Европе автомобилем, двигатель которого имеет восемь цилиндров.
Модель F с 4-цилиндровым двигателем имела большой коммерческий успех, ее охотно покупали. На ней впервые было установлено зажигание с использованием магнето высокого напряжения. Машина имела различные модификации кузова – пассажирские, специальные, также на ее базе был сконструирован автобус, который в рекламных буклетах компании назывался омнибас. С весны 1907 года до осени 1909 года был продан 371 такой автомобиль.
Дальнейшее развитие компании требовало инвестиций для расширения производства, нужно было покупать оборудование и строить новый завод по производству автомобилей. Чтобы привлечь столь необходимые компании ресурсы, Лаурин и Клемент в 1907 году преобразуют предприятие в акционерную компанию и регистрируют ее как акционерное общество автомобильный завод «Лаурин и Клемент» в Млада Болеславе.
Обновленная компания Лаурина и Клемента принимает участие в многочисленных автомобильных выставках в крупнейших городах Европы – в Берлине, Лейпциге, Париже, Санкт-Петербурге. Компания открывает представительства как внутри страны - в Праге, Вене и в Будапеште, так и в других европейских странах – в Германии, Великобритании, Италии и России.
Машины компании продолжают побеждать на престижных автомобильных соревнованиях, чем постоянно подтверждают свое высокое качество.
Начиная с 1908 года «Лаурин и Клемент» прекращает выпуск 2-цилиндровых машин и полностью переходит на выпуск автомобилей с 4-цилиндровым двигателем.
В том же году автомобильный завод «Лаурин и Клемент» начинает выполнять крупные государственные заказы.
Компания побеждает в конкурсе на производство автомобилей для горных дорог города Котора, который расположен в горном и труднодоступном районе Черногории. Администрации города требовался транспорт, на котором могли бы ездить жители Котора, и на котором можно было бы перевозить почту по крутым дорогам с узкими и закрытыми участками. Завод «Лаурин и Клемент» создает специальный автомобиль для горных условий на базе укороченного шасси с кабиной водителя, размещенной над двигателем.
В следующие два года (1909-10) завод производит 100 такси для улиц Вены. Автомобили прослужили очень долго, некоторые из них бегали по улицам австрийской столицы вплоть до 1928 года.
В 1911 году завод «Лаурин и Клемент» начинает производить новую модель S, которая пользуется большой популярностью у покупателей и становится самой востребованной машиной этой компании накануне Первой мировой войны. На автомобиль установлен двигатель мощностью 14 лошадиных сил. Машина активно продается не только внутри страны, но и за рубежом. «Лаурин и Клемент» производит поставки своих автомобилей во многие страны мира – не только в Европу, но и в Австралию, Японию, Китай, Мексику. В Россию поставляется более трети всех произведенных автомобилей. Также расширяется представительство компании «Лаурин и Клемент» в нашей стране – открываются филиалы в Москве, Петербурге, Киеве и Ростове.
Во время Первой мировой войны автомобильный завод «Лаурин и Клемент» переходит на производство техники военного назначения. В разные годы компания также помимо разнообразного автомобильного транспорта производит авиационные двигатели, электрогенераторы, дорожные катки и многое другое, что выделяет ее из ряда других автомобильных компаний.
Благодаря таланту и работоспособности сотрудников компании потребительские качества автомобилей «Лаурин и Клемент» улучшаются год от года.
А в июне 1925 года у автомобильного завода в Млада Болеславе появляется новый хозяин. Успешную компанию «Лаурин и Клемент» покупает известный синдикат «Шкода».
В эти же годы появляется всем известная торговая марка компании «Шкода» - крылатая стрела, которая символизирует скорость и эффективность. Однако происхождение новой торговой марки компании окутано тайной. Считается, что первоначальным предложением для торгового знака «Шкоды» была голова индейца, а его прообразом послужил верный индеец, который сопровождал главу компании Эмиля Шкоду во время его путешествия по Америке. Также современники вспоминают, что портрет этого индейца висел в рабочем кабинете главы компании, а его стилизованные рельефные изображения диаметром
Впервые известный всем торговый знак «Шкоды» появился на локомотивах, которые производила компания.
Номенклатура машин, которые производит компания «Шкода», продолжает постоянно расширяться. Налажено производство самолетов, грузовых автомобилей, трейлерных тягачей, бронированных автомобилей, дорожных тракторов и двигателей различных типов.
В период с 1925 по 1929 год основной продукцией автомобильного завода в Млада Болеславе стал небольшой автомобиль «Шкода-110», который постоянно совершенствовался и модернизировался. За эти годы было выпущено почти три тысячи таких автомобилей.
В конце двадцатых годов на заводах Чехословакии начинается установка конвейеров, благодаря чему промышленность страны получает мощный импульс для бурного развития. Заметки о новом передовом способе производства попадают на страницы газет и журналов.
Объем производства автомобилей после внедрения сборочных линий увеличился в несколько раз. Если на первых конвейерах собиралось до 25 автомобилей в день, то после модернизации сборочных линий и перехода на работу в три смены количество производимых машин выросло до 95 в сутки.
К 1930 году компания «Шкода» занимает уже 2 место в Чехословакии по количеству выпускаемых автомобилей и 3 место по выпуску легковых автомашин. Для улучшения качества производимой продукции и дальнейшего развития было решено произвести структурную реорганизацию компании. 1 января 1930 года была создана «Акционерная компания автомобильной промышленности», во главе которой встал инженер Ян Новак. В новую компанию вошел автомобильный завод в Млада Болеславе, отделение компании в Пльзене, предприятие по ремонту автомобилей «Элка» в Праге, а также все остальные филиалы, представительства и ремонтные производства компании. Штаб-квартира нового акционерного общества была перенесена в Прагу, а все акции предприятия принадлежали Пльзеньской компании, которую переименовали в «Завод Шкода».
В эти годы популярностью пользовалась модель автомобиля «Шкода Фаворит» благодаря своей демократичной цене.
В 1936 году во втором заезде на авторалли в Монте-Карло первой к финишу приходит машина «Шкода Popular» благодаря установленной на ней новой системе трансмиссии. Затем на рынок выходит «Шкода Фаворит», после нее – «Шкода Спартак» («Шкода 1101»). Эта двухдверная модель после пяти лет модернизации и улучшения стала известной всем «Шкодой Октавией». Практически в это же время появляется «Шкода Фелиция».
С 1964 до 1988 мотор на автомобилях Шкода устанавливался в задней части машины. И только на «Фаворите» и «Формане» он смонтирован традиционно - в передней части кузова.
В 1991 году произошло очередное укрупнение компании «Шкода» - она вошла в немецкий концерн «Фольксваген». Это придало новый импульс развитию компании и вскоре на рынке появились новые модификации «Фелиции», «Октавии» и «Фабии».