Инмарсат

Мобильная спутниковая связь Инмарсат

(Inmarsat)

Описание системы и ее преимущества.

О системе Инмарсат

Система Инмарсат является первым в мире провайдером мобильной спутниковой связи, абоненты которой могут пользоваться всем спектром предлагаемых услуг, находясь как на суше, так и на море или в воздухе. Первоначально функции предшественника Инмарсат, Международной морской организации (IMO – International Maritime Organization), основанной более 20 лет назад, ограничивались лишь обеспечением связи на выходящих в море судах. Название Инмарсат (Inmarsat Ltd) впервые появилось в 1985 г., а в апреле 1999 г. компания перешла в частную собственность, избрав местом своей штаб-квартиры Лондон.

В настоящий момент Инмарсат охватывает спутниковой связью более 210 тысяч абонентов по всему миру и владеет сетью из 4 основных и 5 резервных геостационарных спутников второго и третьего поколения, управление которыми осуществляется непосредственно из Лондона.

Организация бесперебойной спутниковой связи в любой точке мира и предоставление современных телекоммуникационных услуг конечным пользователям осуществляется Инмарсат через сеть береговых земных станций и многочисленных сервис-провайдеров. Часть сервис-провайдеров, помимо предоставления услуг телефонии, передачи факсов и пакетной передачи данных (до 114 Кбит/с), занимается реализацией и техническим и гарантийным обслуживанием спутникового оборудования, а также консультированием абонентов по различным сопутствующим вопросам.

Сегменты системы Inmarsat

Как и любая другая система спутниковой связи, Инмарсат базируется на единстве трех сегментов: космического, наземного и пользовательского.

Космический сегмент Инмарсат представляет собой сеть геостационарных спутников, скорость вращения которых совпадает со скоростью вращения Земли, что дает дополнительные преимущества перед системами, спутники которых расположены на других орбитах. Геостационарный спутник за счет своей мнимой неподвижности позволяет повысить устойчивость соединения, поскольку на протяжении всего сеанса связи телефонный аппарат взаимодействует только с одним спутником. Такой спутник всегда находится в пределах досягаемости, а значит, абонент может находиться в зоне обслуживания сколько угодно долго, не опасаясь неожиданного срыва телефонных переговоров.

Все спутники Инмарсат, находящиеся на орбите, включая 4 основных и 1 запасной спутник третьего поколения и 4 ранее запущенных спутника второго поколения, расположены на высоте 35 600 км. Местоположение 4 основных спутников было выбрано с таким расчетом, чтобы зона обслуживания сети Инмарсат охватывала как можно большую часть поверхности Земли. В результате, вне зоны обслуживания остаются лишь приполярные районы, а 98% территории земного шара попадают в зону покрытия глобальных лучей трех экваториальных спутников.

Для удобства применения присвоенные спутникам названия соответствуют тем территориям, над которыми они находятся и которые обслуживают:

Название спутника – Географические координаты

Индоокеанский спутник (IOR) – 64,5 в.д.
Тихоокеанский спутник (POR) – 178 в.д.
Восточно-Атлантический спутник (AORE) – 15,5 з.д.
Западно-Атлантический спутник (AORW) – 54 з.д.

Зона обслуживания Инмарсат Мини-М

Во многих точках планеты возможно перекрывание зон обслуживания спутников благодаря присутствию на орбите сразу четырех из них. В подобных случаях телефон сканирует доступные спутники на предмет устойчивости сигнала и предлагает пользователю наиболее оптимальный вариант. К примеру, Москва находится в зоне приема лучей Индийского и Восточно-Атлантического спутников, а жители Европы могут воспользоваться услугами еще и Западно-Атлантического спутника.

Современные спутники третьего поколения используют лучи двух видов: глобальные и зональные (локальные). Определить по карте, в зоне обслуживания каких лучей находится тот или иной населенный пункт, не составляет особого труда: глобальные лучи обозначаются овалом, центр которого указывает на точное местоположение спутника; зональным лучам соответствуют окружности. Антенны спутников концентрируют мощность излучения в направлении зональных лучей, которыми покрыта вся суша и главные морские пути. Пропускная способность зональных лучей обладает таким свойством, как динамичность, т.е. может увеличиваться или уменьшаться по мере того, как спутник перераспределяет энергию между зональными лучами с большой и малой нагрузкой. Благодаря этому обеспечивается адекватное качество обслуживания в период интенсивного потока вызовов из того или иного региона. Технология зональных лучей также позволяет уменьшить размеры и вес пользовательских спутниковых терминалов, сохранив при этом их качественные характеристики.

Состав наземного сегмента Инмарсат:

– Спутниковый центр управления (SCC - Satellite Control Center): находится в штаб-квартире Инмарсат и выполняет функции контролирующего органа, обеспечивая заданное положение всех спутников над экватором и осуществляя непрерывный мониторинг функционального состояния всех бортовых систем. Текущий контроль осуществляются путем обработки данных, поступающих с 4 основных станций слежения, телеметрии и контроля, расположенных на западе и востоке Канады, в Италии и Китае. В случае необходимости может быть задействована запасная станция в Норвегии.

– Сеть береговых земных станций (LES - Land Earth Station): охватывает более 30 стран мира и насчитывает около 40 станций, которые обрабатывают переданные со спутника сигналы от абонентских телефонов, выполняя функции шлюза между космическим и наземным сегментами Инмарсат.

– Сетевой операционный центр (NOC - Network Operation Center) при поддержке сети координирующих станций (NCS - Network co-ordination station) контролирует все информационные каналы сети Инмарсат.

Пользовательский сегмент Инмарсат включает в себя все множество спутниковых телефонных аппаратов и терминалов, приобретаемых абонентами при подключении к сети Инмарсат. Широкий диапазон возможностей современных телефонов в сочетании с простотой в обращении позволяет использовать их не только по прямому назначению, но и для решения дополнительных задач: подключения к компьютеру, видеотерминалу, факсимильному аппарату и прочим устройствам.

Стандарты Инмарсат

Стандарты, или сервисы Инмарсат представляют собой отдельные компоненты в общей структуре предоставляемых сетью услуг и предназначены для обслуживания определенных групп абонентов.

Inmarsat – A (Инмарсат – А)

Самый первый и на сегодняшний день уже устаревший аналоговый стандарт Инмарсат-А появился в 1982 г. для предоставления услуг двусторонней связи, факса, телекса, электронной почты и передачи данных со скоростью до 64 Кбит/с. Мобильные терминалы стандарта Инмарсат-А, состоящие из электронного блока, параболической антенны и интерфейса для периферийных устройств, практически сняты с производства.

Inmarsat – B (Инмарсат – В)

Данный стандарт является цифровым, что обеспечивает более эффективное использование частотного ресурса и мощности спутника. В остальном Инмарсат-В ничем не отличается от стандарта Инмарсат-А и в настоящее время также вытесняется более новыми сервисами, в связи с чем поиск оборудования для него с каждым днем становится все более затруднителен.

Inmarsat – C
(Инмарсат – С)

Стандарт Инмарсат-С является узкоспециализированным и используется для оборудования диспетчерских служб средствами контроля за движением наземных, морских и воздушных транспортных средств. Стандарт поддерживает прием и передачу данных в больших объемах, но не предназначен для голосовой связи.

Inmarsat – D+ (Инмарсат – D+)

Данный стандарт был введен в 1996 г. как первая в мире система глобального пейджинга и способен обрабатывать такие виды сообщений, как тональные, цифровые (максимум 32 цифры) и алфавитно-цифровые (максимум 128 знаков).

Inmarsat – E (Инмарсат – Е)

Стандарт Инмарсат-Е применяется на морских судах в качестве системы глобального оповещения о сигналах SOS. Для передачи на спутник координат терпящего крушение судна используется небольшое устройство длиной 70 см и массой 1,2 кг под названием радиобуй, сигналы с которого начинают поступать спустя 2 мин. после его погружения в воду.

Inmarsat – M (Инмарсат – М)

Цифровой стандарт Инмарсат-М обеспечивает двустороннюю голосовую связь, передачу факсимильных сообщений и данных, но неуклонно вытесняется более новым стандартом – Инмарсат-Мини-М.

Inmarsat – Mini-M (Инмарсат – Мини-М)

Стандарт Инмарсат-Мини-М предлагает аналогичный предыдущему стандарту набор услуг, но благодаря уменьшенным размерам терминала (формат А4 при весе 2 кг), его низкой стоимости, а также способности обеспечивать связь с абонентами любой наземной или сотовой сети, он получил более широкое распространение и стал доступен массовому потребителю. Достижением таких преимуществ стандарт Мини-М обязан технологии зональных лучей, применяемой с момента запуска геостационарных спутников третьего поколения в 1996 г. Антенны таких спутников концентрируют в нескольких зональных, или узконаправленных лучах всю излучаемую спутником мощность, в результате чего в зоне обслуживания оказывается вся суша и основные морские пути.

Inmarsat – М4 GAN (Инмарсат – М4 GAN)

Введенный в эксплуатацию одним из последних, Inmarsat-М4, также известный как GAN (Global Area Network), совершил своего рода революцию в современных системах мобильной спутниковой связи. Готовые телекоммуникационные решения, созданные на основе Инмарсат-М4, разрабатываются с учетом таких отличительных особенностей стандарта, как высокая скорость передачи данных (до 64 Кбит/с) и возможность переключения между двумя режимами работы: с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов. Отличие между этими режимами состоит в том, что в первом случае тарификация производится по времени соединения без учета количества переданной информации (наиболее распространенный режим), а во втором случае тарифицируется количество переданных и принятых данных, тогда как время соединения не учитывается.

Из-за схожести в скорости передачи данных (64 Кбит/с) стандарт Инмарсат-М4 часто сравнивают с сетями ISDN (Integrated Service Digital Network – наземные цифровые сети комплексного обслуживания) и порой называют мобильным ISDN (Mobile ISDN). ISDN-устройства, как-то: видеотелефоны, ISDN-модемы, маршрутизаторы локальных компьютерных сетей, – совместимы с терминалами М4 и также обеспечивают связь из любой точки мира.

Стандарты Инмарсат для авиации

Система Инмарсат имеет ряд специализированных стандартов, созданных для применения в какой-либо одной конкретной области. К их числу относится семейство из пяти стандартов, разработанных для нужд авиации.

Inmarsat – Aero-H / H+ (Инмарсат – Аэро Н / Н+)

Inmarsat-Aero-H / H+ – высокоскоростной стандарт, предлагающий пассажирам и экипажам воздушных судов услуги многоканальной телефонной связи и передачи факсов и данных со скоростью до 10 Кбит/с. Вариант стандарта Inmarsat H+ создан специально для работы через спутники третьего поколения с применением технологии зональных лучей. Буквенное обозначение "H" происходит от начальной буквы слова "High" (высокий), указывая на применение антенн с высоким коэффициентом усиления.

Inmarsat – Aero-I (Инмарсат – Аэро-Ай)

Назначение стандарта Aero-I – решение задач, связанных с управлением воздушным транспортом и обеспечением безопасности пассажиров и экипажей малых и средних воздушных судов, а также предоставлением им доступа к наземным источникам информации, услуг телефонии, передачи факсов и пакетной передачи данных на скорости от 600 бит/с до 4,8 Кбит/с. Стандарт сертифицирован Управлением гражданской авиации (CAА – Civil Aviation Authority).

Inmarsat – Aero-C (Инмарсат – Аэро-Си)

Aero-C – один из относительно дешевых стандартов, для которого характерны низкоскоростная передача небольших объемов данных и отсутствие поддержки голосовой связи. Область применения Aero-C ограничена внесением корректив в планы полетов, передачей коротких сообщений, отчетов о местонахождении воздушных судов и метереологических сводок.

Inmarsat – Aero-L (Инмарсат – Аэро-L)

Стандарт Aero-L использует антенны с низким коэффициентом усиления (L от “Low” – низкий) для низкоскоростной передачи данных (не более 600 бит/с) на легких воздушных судах и вертолетах. Стандарт Aero-L отвечает всем требованиям безопасности и управления воздушным транспортом, предъявляемым Международной организацией гражданской авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization).

Inmarsat – Aero Mini-M (Инмарсат – Аэро Мини-М)

Аналогично стандарту Инмарсат Мини-М, данный стандарт предназначен для предоставления услуг телефонии и передачи факсов и данных (до 9,6 Кбит/с), но только в воздухе – на частных и коммерческих воздушных судах.

Преимущества системы Инмарсат

На сегодняшний день сеть мобильной спутниковой связи Инмарсат является одним из общепризнанных лидеров в своей области и занимает достойное место среди наиболее надежных и динамически развивающихся телекоммуникационных инфраструктур планеты. Задействовав всю мощь своих геостационарных спутников, Инмарсат предлагает поистине огромные возможности, охватывая услугами связи все большее число абонентов.

Основными преимуществами системы Инмарсат можно считать следующие:

· стабильность финансового положения компании;

· стимуляция дальнейшего роста компании путем вложения средств в развитие рынка услуг и сети в целом;

· глобальный характер обслуживания, не зависящий от уровня развитости наземных телекоммуникаций;

· высокая степень надежности системы и соответствие самым высоким стандартам;

· уверенный прием сигнала на протяжении всего сеанса связи благодаря неподвижности геостационарных спутников относительно поверхности Земли;

· большой выбор оказываемых услуг, начиная телефонной связью и заканчивая видеоконференциями;

· способность обеспечивать связь в закрытых помещениях без применения дополнительных внешних антенн.

Стремление компании идти в ногу со временем обеспечивает абонентов сети Инмарсат самыми современными решениями в области мобильной спутниковой связи. Заменяя исчерпавшие себя стандарты на более новые и современные (Инмарсат Мини-М и Инмарсат М4), а устаревшее оборудование на более мощное и многофункциональное (см. раздел, посвященный оборудованию), система Инмарсат приобретает все больше новых пользователей во многих странах мира, в том числе и в России.