ВАЗ-2108
ВАЗ-2108 дал начало новой — "хэтчбековской" — ветви эволюции ВАЗовских автомобилей. Отличный от предыдущих моделей тип кузова, подчёркнут объёмными бамперами, изготовленными из пластмассы. Но главные новшества были реализованы внутри автомобиля. Поперечно установленный двигатель с системой бесконтактного зажигания, приводит в движение передние колёса. Устойчивость кузова обеспечена "макферсоновской" передней подвеской. А комфортное управление подкреплено рулевым механизмом реечного типа и тросовым приводом сцепления.
До конца девяностых ВАЗ-2108 оснащался карбюраторными двигателями рабочим объёмом в 1,3 литра, а экспортный вариант — объёмом в 1,1 литр. Ограниченное количество версии ВАЗ-21084 с двигателем в 1,6 литра производилось в качестве промышленного эксперимента. Современные модели "восьмёрок" получили карбюраторные и инжекторные силовые агрегаты объёмом 1,5 литра. Кроме того, существуют мелкосерийные модели с роторными двигателями.
Трансмиссия ВАЗ-2108 также претерпела эволюцию: первоначальный четырёхступенчатый вариант с созданием ВАЗ-2109 был вытеснен пятиступенчатой коробкой передач.