Правила дорожного движения для велосипедистов
Велосипед, как таковой, появился еще в конце 19-ого века. Приводимый в движение с помощью физической силы самого человека, экологически чистый вид транспорта стал очень популярен среди широкой социальной прослойки. Популярность велосипеда не ослабла и по сей день, благодаря своей компактности и функциональности в условиях городского трафика.
Среди основных достоинств велосипеда можно отметить низкую стоимость, простоту эксплуатации. Очень весомым аргументом для выбора велосипеда как средства передвижения является отсутствие двигателя и, как следствие, небольшой вес и движение без топлива. В среднем, велосипед весит в 5 раз меньше велосипедиста (75/15 кг). Ехать на нем быстрее и удобнее, чем идти пешком, а на багажнике можно перевозить грузы, которые могут весить несколько десятков килограмм. Передвигаясь на велосипеде по ровной и твердой дороге, человек в среднем устает в 5 раз медленнее.
В силу своей маневренности велосипед замечательно подходит для передвижения на участках, не предназначенных для проезда на других более габаритных видах транспорта. Компактность позволяет передвигаться по узким велосипедным дорожкам, тропинкам или просто по бездорожью. Этот вид транспорта также помогает сохранить дорожное покрытие, так как нагрузка на ось совсем мала по сравнению с механическими транспортными средствами. Двухколесный транспорт подходит для передвижения по дорогам с различными препятствиями: камням, поваленным деревьям и т.д. Т.о. в большинстве случаев там, где не пройдет другое транспортное средство, велосипед может продемонстрировать свои лучшие стороны.
Так как велосипед приводится в действие мускулами, его использование помогает человеку укреплять здоровье и развивать мускулатуру и выносливость, поэтому велосипед является не только средством передвижения, но и тренажером.
Эксплуатация и хранение велосипеда не требуют особых условий и не вызывают нареканий. Хранить велосипед можно практически где угодно: в квартире, подвале, на балконе, в гараже - он занимает мало места. Складные велосипеды в сложенном состоянии элементарно помещаются в багажнике легкового автомобиля. Эксплуатировать велосипед при надлежащем уходе можно в течение нескольких десятков лет.
Среди минусов стоит отметить сильное влияние погодных условий на комфорт при передвижении на велосипеде. Дождь, ветер, снег и холод затрудняют эксплуатацию этого вида транспорта. Запрещено движение велосипеда по дорогам с ледяной коркой. Это делает велосипед непригодным для путешествий в зимний сезон в условиях отечественного климата, но не мешает велосипеду занимать свою нишу в теплое время года. Уже ранней весной люди достают свои велосипеды и не прекращают кататься на них вплоть до поздней осени.
В настоящее время трафик на улицах городов весьма оживленный. Машины ездят на больших скоростях, постоянно маневрируя и перестраиваясь. Большую роль играет взаимодействие между транспортными средствами, находящимися в движении. Транспортный поток движется довольно быстро, постоянно изменяя скорость. Велосипедисту очень сложно двигаться в таком темпе, и он вынужден избегать попадания в автомобильные потоки. Именно поэтому механические транспортные средства постоянно его обгоняют.
Компактность велосипеда не обеспечивает ему должной безопасности, т.к. он находится на проезжей части и в любой момент может столкнуться с другим транспортным средством, находящимся в общем потоке. Так как велосипед чаще всего является одноколейным транспортным средством, его устойчивость при движении на малых скоростях довольно мала и водителю приходится маневрировать, дабы сохранить равновесие. Останавливаясь, велосипедист должен слезть с велосипеда, чтобы не упасть. В силу вышеперечисленного велосипедисту требуется около 0,5 метра на проезжей части для обеспечения безопасности движения. Высокая маневренность велосипеда имеет как свои плюсы, так и минусы. Сманеврировав во избежание столкновения, водитель велосипеда может также совершить маневры неожидаемые другими участниками движения, что может привести к аварии. Водитель автомобиля, как правило, не ожидает внезапного выезда на его полосу другого транспортного средства.
Все эти факторы не дают возможности расслабиться или отвлечься даже опытному велосипедисту. Постоянно двигаясь рядом с городским транспортом - автомобилями и грузовиками, муниципальными машинами - необходимо оценивать ситуацию в реальном времени и своевременно реагировать на все изменения дорожной ситуации. На загородной трассе, где машины двигаются с огромной скоростью надо быть еще осторожнее. Вихревые потоки, образующиеся за проезжающим транспортом, способны заставить велосипедиста изменить направление движения и случайно выехать ближе к середине проезжей части. Постоянно оглядываться назад также опасно для велосипедиста, поэтому он постоянно должен быть начеку. В такой ситуации могут помочь зеркала заднего вида, крепящиеся на руль велосипеда, но они установлены не на всех велосипедах. Опасность, которую представляют автомобили для велосипедиста, также представляют велосипедисты для пешеходов.
Статистика показывает, что на дороге водитель велосипеда подвержен гораздо большему риску, чем водитель автомобиля. Она также свидетельствует о том, что множество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов происходит из-за пренебрежения правилами дорожного движения, в частности, правилами маневрирования и соблюдением приоритета движения водителей других транспортных средств. Чтобы сократить число ДТП при движении по дорогам, велосипедисты обязаны знать и соблюдать «правила дорожного движения». Это свод законов и нормативных актов, обеспечивающих безопасность движения по дорогам.
Правила касаются всех участников дорожного движения, включая пешеходов. Водители и пешеходы обязаны выполнять требования работников ГИБДД относительно движения, а также соблюдать правила проезда светофоров, дорожной разметки и знаков.
Велосипедистам необязательно знать абсолютно все правила, например, требования, относящиеся исключительно к механическим транспортным средствам. Но знать лишь одну главу ПДД, посвященную велосипедистам, недостаточно, она лишь дополняет остальные разделы, относящиеся ко всем без исключения участникам дорожного движения. В частности, знание дорожных знаков, разметки и специальных элементов дороги обязательно, как для водителей автомобилей, так и для велосипедистов.
Согласно ПДД велосипедисты моложе 14 лет не имеют право ездить по дорогам за исключением дорог в жилой зоне. Иногда этот возраст в некоторых регионах может снижаться до 12 лет. А в некоторых областях или республиках нужен специальный документ, подтверждающий знания велосипедистом правил дорожного движения, а также номерной знак государственного образца, установленный на велосипеде.
Обязательным для велосипеда является исправность тормозов и наличие звукового сигнала, а при использовании в темное время суток или при ухудшенной видимости велосипедист обязан оснастить свое транспортное средство двумя фонарями: белого цвета спереди и красного - сзади. По бокам на велосипед необходимо укрепить оранжевые или красные светоотражатели. Такие требования относительно освещения и световозвращателей обусловлены необходимостью обозначить велосипед в темноте, сделать его более заметным для других участников движения.
Согласно действующему законодательству велосипедист не имеет права ездить по пешеходным дорожкам и тротуарам, двигаться с ногами, убранными с педалей, или, не держась за руль. Велосипед это одноместное транспортное средство, и на нем нельзя перевозить пассажиров. Исключение составляют дети младше 7 лет при условии, что велосипед имеет специальное сиденье для ребенка. Также желательно наличие подножек и щитков, которые предотвращают попадание ноги пассажира в спицы колеса. Если нога попадет в спицу, это принесет много неприятностей, поскольку травма, скорее всего, будет серьезной.
При перевозке груза существуют определенные ограничения. Он не должен мешать управлению велосипедом, а также обзорности дороги. Габариты груза не должны превышать размеры велосипеда и дополнительных полметра с каждой стороны.
Запрещено использование прицепов, за исключением продуктов специального промышленного изготовления.
При движении по дорогам велосипедисты должны находиться на правой стороне дороги, занимать один ряд не далее, чем метр от края проезжей части. Также велосипедист может двигаться по обочине, если это не будет создавать помех для движения пешеходов. Все это сделано для обеспечения безопасности велосипедиста. Считается, что водитель велосипеда меньше нервничает и чувствует себя безопаснее, если движение автомобилей происходит только слева.
Держать дистанцию – обязанность каждого велосипедиста. Транспорт, находящийся перед ним, может внезапно затормозить и велосипедист должен быть к этому готов. Для этого не стоит слишком близко приближаться к другим транспортных средств, заранее сбрасывать скорость, чтобы избежать резкого торможения. Оно может привести к заносу, отказу тормозов, а в сырую погоду увеличению тормозного пути. Не стоит подъезжать на близкое расстояние к движущемуся транспорту.
Запрещается выезжать более чем на 1 метр от правого края проезжей части, за исключением тех случаев, когда нужно объехать какое-либо препятствие. Согласно ПДД велосипедист может выехать к разделительной зоне для поворота налево или разворота.
Действия велосипедиста не должны быть неожиданными для других участников дорожного движения, поэтому он обязан предупреждать водителей о намерении сманеврировать заранее: с помощью сигналов поворота, установленных на велосипеде, или посредством условных знаков рукой. При намерении повернуть направо велосипедист должен вытянуть вправо прямую руку, либо вытянуть вбок согнутую в локте левую руку. При повороте налево или развороте он должен вытянуть в сторону левую руку, либо правую руку согнуть в локте, указывая ей вверх. Сигнал остановки подается путем поднятия прямой руки вверх.
Все указатели поворота должны подаваться заранее, чтобы водители других транспортных средств успели их заметить и правильно среагировать на маневр. Рекомендуется начинать подавать сигнал за 5 секунд до осуществления маневра. Прекращать подачу сигнала необходимо сразу после завершения маневра. Если поворот очень крутой и велосипедисту необходимы обе руки, чтобы повернуть, он может прекратить подачу сигнала непосредственно перед самим маневром. Все сигналы, подаваемые велосипедистом, должны быть понятны другим участникам дорожного движения. Кроме того, следует учитывать, что после подачи сигнала все же необходимо принимать меры предосторожности.
Подъезжая к остановке, на которой стоит автобус, велосипедист должен быть уверен, что он успеет его объехать до того, как автобус тронется с места. В противном случае, он рискует оказаться в общем потоке транспортных средств. Это достаточно опасная ситуация, кроме того, выбраться из плотного потока машин будет довольно сложно. Чтобы определить, успеет ли велосипедист объехать маршрутное транспортное средство или нет, он должен удостовериться, что посадка пассажиров еще не закончена. Когда все пассажиры зашли в муниципальный транспорт, велосипедисту стоит притормозить и подождать, пока автобус или троллейбус тронется с места и, отъехав от остановки, займет свое место в общем потоке.
Объезжая автомобиль, в котором сидят люди, надо учитывать, что они могут внезапно открыть двери перед велосипедистом, что чревато аварией. И хотя водитель обязан посмотреть в зеркало заднего вида, прежде чем открывать дверь, велосипедисту также стоит быть готовым к внезапному возникновению препятствия.
Еще большую опасность представляют автомобили, объезд которых осуществляется велосипедистом справа, так как пассажиры обычно не ожидают появления велосипедиста или другой помехи и спокойно открывают двери, не заботясь о безопасности.
Когда велосипедисты осуществляют движение в колонне, необходимо обеспечивать особые условия: водители велосипедов должны передвигаться группами по десять человек максимум. Если количество водителей превышает десяток, то между группами должно быть не менее 80 метров. Велосипедисты в группах должны двигаться в один ряд, не мешая остальным участникам дорожного движения.
При наличии недалеко от дороги велосипедной дорожки, велосипедист обязан съехать с проезжей части и двигаться по ней, дабы обеспечить безопасность передвижения.
На всех перекрестках велосипедист имеет право повернуть направо. Поворот налево разрешен в том случае, когда отсутствуют трамвайные пути и в направлении движения только одна полоса. Любые маневры могут быть запрещены специальными запрещающими дорожными знаками.
Поворачивая направо, велосипедист должен быть осторожен, так как может быть прижат к углу тротуара автомобилем, осуществляющим такой же маневр. Поэтому в определенных случаях велосипедисту безопаснее пропустить транспортное средство вперед и только потом повернуть. Если велосипедист заметит, что направо собирается повернуть несколько автомобилей, то лучше всего будет сойти с велосипеда и по тротуару довести его до нужного направления дороги, а затем поехать по правому краю проезжей части.
Левый поворот считается более опасным, так как необходимо перестроение на левый край полосы. Даже редкий трафик не дает повода расслабиться. Большая разница в скоростях может значительно затруднить перестроение. Существует два способа повернуть налево: пропустить движущиеся автомобили, поскольку перед перекрестком они обычно едут группами, а не сплошным потоком, и затем повернуть налево; слезть с велосипеда и по пешеходным переходам, соблюдая правила, перевести велосипед на нужную сторону для дальнейшего движения по правому краю проезжей части.
При наличии двух и более полос в данном направлении или трамвайных путей, велосипедисту запрещено перестраиваться к левому краю попутной полосы для последующего маневрирования. Поворот налево и разворот также запрещен: эти меры приняты для обеспечения безопасности движения. Вследствие невозможности двигаться на больших скоростях велосипедисту довольно сложно перестроится в крайний левый ряд без помех для других водителей. На таких дорогах велосипедист обязан покинуть велосипед и руками перевести его на нужную сторону по пешеходным переходам. На регулируемых перекрестках движение возможно только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
По действующим правилам велосипедист, который ведет велосипед рядом с собой, считается пешеходом и подчиняется правилам, касающимся пешеходов. Это преимущество велосипедистов перед водителями автомобилей и иных транспортных средств. Становясь на время пешеходом, велосипедисту гораздо легче преодолеть различные препятствия: затор на дороге, опасные участки. Покинув велосипед, человек может пользоваться всеми преимуществами пешехода. Например, он может воспользоваться наземными и подземными переходами, пешеходными дорожками, тротуарами. Но при этом, конечно, не стоит забывать, что велосипедист может помешать пешеходам, находящимся рядом.
В силу того, что велосипедисты ездят по правому краю проезжей части, они должны садиться на велосипед справа и слазить с него на ту же сторону. Естественно, что такой способ посадки и высадки наиболее безопасен.
Перемещаясь по дорогам города, во избежание опасных ситуаций следует снимать туклипсы, если таковые имеются. Низкая посадка также не приветствуется на городских дорогах. Она уменьшает обзорность и мешает правильно оценивать ситуацию.
Примерно третья часть всех ДТП с участием велосипедов происходит по причине невнимательности велосипедистов или неправильной оценки окружающей обстановки. Зачастую они не ожидают препятствия прямо перед транспортным средством. Подавляющее большинство таких происшествий случается на перекрестках с оживленным и плотным трафиком, а также на регулируемых и обозначенных перекрестках. В таких ситуациях велосипедисту следует ехать со скоростью, меньшей скорости потока, даже при условии, что поток движется довольно медленно.
На обозначенных перекрестках, а также на перекрестках, где легко определить приоритет, при пересечении главной дороги необходимо уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по пересекаемой проезжей части. На перекрестке равнозначных дорог необходимо уступить всем водителям приближающимся справа от велосипедиста. На регулируемых перекрестках проезд разрешен только на разрешающие сигналы регулировщика или светофора.
На перекрестках с кольцевым движением велосипедист должен быть предельно осторожен. Из-за довольно сложной обстановки на таких пересечениях лучше по возможности исключать такие элементы в своем маршруте.
Правильная установка ноги на педаль важна для экономии сил и контроля велосипедом. Для оказания наибольшего давления на педаль наиболее сильными мышцами стопы, необходимо установить основание большого пальца над осью педали. Если это покажется не достаточно удобным, необходимо сместить стопу назад.
Не следует устанавливать на велосипед фары, не соответствующие требованиям. Желательно применять фары промышленного производства. Установка фары осуществляется таким образом, чтобы луч был направлен прямо по ходу движения велосипеда, а центр светлого пятна находился примерно на расстоянии 10 метров.
Причиной ДТП может стать любая мелкая неисправность. Она может стать причиной потери управления, что в условиях изначальной неустойчивости велосипеда может привести к резкой смене направления движения, а это в свою очередь к аварии. Следовательно, все части велосипеда должны быть полностью исправны и не вызывать сомнений в надежности. Перед поездками на большое расстояние необходимо проверять исправность всех частей велосипеда. Также весьма желательно периодически проверять техническое состояние велосипеда при его активном использовании, поскольку детали постепенно изнашиваются и требуют периодической замены.