Торможение на велосипеде
Торможение на велосипеде – это целая наука, которой все так или иначе овладевают, заработав определенное количество шишек и ссадин. В данной статье мы постараемся подготовить Вас к торможению чисто теоретически и даже немного морально, что позволит уменьшить количество и размер этих шишек в реальной ситуации. Казалось бы, что может проще торможения? Согласно словарю, торможение представляет собой замедление с помощью тормоза. Но нас мало интересует, чем именно мы будем замедлять свое движение, гораздо важнее понять, как будет происходить это замедление. Существует множество техник торможения, каждая из которых работает в том или ином случае.
Дело в том, что сложных ситуаций в пути возникает много, и в каждом конкретном случае тормозить нужно по-разному. Мы, конечно, можем обсудить все возможные варианты, но рано или поздно Вы столкнетесь с неожиданной ситуацией, когда даже не успеете подумать. Вообще техника и движения должны быть доведены до автоматизма, так как в реальной ситуации думать будет некогда. Сейчас мы расскажем Вам о некоторых основных правилах торможения, которые помогут Вам справиться в пути с большинством проблемных ситуаций. Данные правила ориентированы на торможение на гладкой и сухой дороге, поэтому корректировать скорость на мокрой или неровной трассе нужно уже на практике.
Почему велосипед устойчив?
Мы все помним, как учились кататься на велосипеде, и что при этом происходило. Чем быстрее Вы крутите педали, тем меньше риск того, что Вы упадете. Более того, Вы не падаете только из-за того, что Вы двигаетесь. И это закон. Для начала сформулирум несколько постулатов об устойчивости велосипеда, так как с этим связаны основные ошибки при езде и торможении. Именно из-за потери устойчивости при торможении и происходят все досадные падения на трассе.
Двухколесный велосипед может ехать благодаря некоторым законам физики, о которых Вы, возможно, раньше не слышали. Но законы физики хороши тем, что они действуют независимо от нас и наших знаний о них. Так, например, в продольном направлении велосипед представляет собой рычаг с передней опорой. Давайте для начала вспомним о так называемом гироскопическом эффекте вращающихся колес, который мы все можем наблюдать при вращении детской юлы. Этот эффект заключается в том, что чем выше скорость велосипеда, тем больше его устойчивость. Важно, что он проявляется только на большой скорости, а на малых скоростях почти незаметен. Попробуйте проехать несколько метров на низкой скорости, и Вы заметите, как велосипед заваливается на сторону, чего практически не бывает на большой скорости. Итак, скорость придает велосипеду курсовую устойчивость. Примерно на этом же принципе основана устойчивость всех двухколесных видов транспорта.
А теперь давайте посмотрим, что происходит при торможении во время равномерного движения. Система велосипедист-велосипед давит на грунт с определенной силой и определенным центром тяжести, который слегка отнесен назад (седло обычно располагается ближе к заднему колесу). Основная действующая сила, которая включается при торможении, - это сила инерции, и ее действие направлено вперед с точкой приложения силы в центре тяжести, который сосредоточен на седле. Но дело в том, что сила инерции перераспределяет силу давления системы и смещает центр тяжести вперед, к переднему колесу. То есть при торможении происходит моментальное перераспределение силы давления колес и всей системы на грунт.
Иногда центр тяжести даже выносится за точку опоры переднего колеса, так как результирующая сила массы и инерции направлена вниз-вперед, а не только вниз. Что мы получаем из-за такого смещения? Вполне реальную вероятность перевернуться через переднее колесо при слишком резком торможении. Более того, чем выше находится центр тяжести, тем проще Вам будет перевернуться через точку опоры переднего колеса. Чтобы избежать столь досадного происшествия, нужно отнести центр тяжести как можно дальше и ниже, что обычно достигается переносом самой тяжелой части тела за седло.
На самом деле, велосипедисты крайне редко переворачиваются через переднее колесо – только при очень резком торможении на гладкой дороге. Обычно велосипедисты падают набок из-за потери скорости и, соответственно, устойчивости. Итак, что мы имеем в итоге? При торможении центр тяжести существенно смещается вперед из-за действия силы инерции. Подобные перемещения приводят к риску переворота через переднее колесо. Впрочем, для такого падения нужно очень хорошо «постараться»: разогнаться, как следует, предварительно оснастив велосипед мощными тормозами.
Дело в том, что сложных ситуаций в пути возникает много, и в каждом конкретном случае тормозить нужно по-разному. Мы, конечно, можем обсудить все возможные варианты, но рано или поздно Вы столкнетесь с неожиданной ситуацией, когда даже не успеете подумать. Вообще техника и движения должны быть доведены до автоматизма, так как в реальной ситуации думать будет некогда. Сейчас мы расскажем Вам о некоторых основных правилах торможения, которые помогут Вам справиться в пути с большинством проблемных ситуаций. Данные правила ориентированы на торможение на гладкой и сухой дороге, поэтому корректировать скорость на мокрой или неровной трассе нужно уже на практике.
Почему велосипед устойчив?
Мы все помним, как учились кататься на велосипеде, и что при этом происходило. Чем быстрее Вы крутите педали, тем меньше риск того, что Вы упадете. Более того, Вы не падаете только из-за того, что Вы двигаетесь. И это закон. Для начала сформулирум несколько постулатов об устойчивости велосипеда, так как с этим связаны основные ошибки при езде и торможении. Именно из-за потери устойчивости при торможении и происходят все досадные падения на трассе.
Двухколесный велосипед может ехать благодаря некоторым законам физики, о которых Вы, возможно, раньше не слышали. Но законы физики хороши тем, что они действуют независимо от нас и наших знаний о них. Так, например, в продольном направлении велосипед представляет собой рычаг с передней опорой. Давайте для начала вспомним о так называемом гироскопическом эффекте вращающихся колес, который мы все можем наблюдать при вращении детской юлы. Этот эффект заключается в том, что чем выше скорость велосипеда, тем больше его устойчивость. Важно, что он проявляется только на большой скорости, а на малых скоростях почти незаметен. Попробуйте проехать несколько метров на низкой скорости, и Вы заметите, как велосипед заваливается на сторону, чего практически не бывает на большой скорости. Итак, скорость придает велосипеду курсовую устойчивость. Примерно на этом же принципе основана устойчивость всех двухколесных видов транспорта.
А теперь давайте посмотрим, что происходит при торможении во время равномерного движения. Система велосипедист-велосипед давит на грунт с определенной силой и определенным центром тяжести, который слегка отнесен назад (седло обычно располагается ближе к заднему колесу). Основная действующая сила, которая включается при торможении, - это сила инерции, и ее действие направлено вперед с точкой приложения силы в центре тяжести, который сосредоточен на седле. Но дело в том, что сила инерции перераспределяет силу давления системы и смещает центр тяжести вперед, к переднему колесу. То есть при торможении происходит моментальное перераспределение силы давления колес и всей системы на грунт.
Иногда центр тяжести даже выносится за точку опоры переднего колеса, так как результирующая сила массы и инерции направлена вниз-вперед, а не только вниз. Что мы получаем из-за такого смещения? Вполне реальную вероятность перевернуться через переднее колесо при слишком резком торможении. Более того, чем выше находится центр тяжести, тем проще Вам будет перевернуться через точку опоры переднего колеса. Чтобы избежать столь досадного происшествия, нужно отнести центр тяжести как можно дальше и ниже, что обычно достигается переносом самой тяжелой части тела за седло.
На самом деле, велосипедисты крайне редко переворачиваются через переднее колесо – только при очень резком торможении на гладкой дороге. Обычно велосипедисты падают набок из-за потери скорости и, соответственно, устойчивости. Итак, что мы имеем в итоге? При торможении центр тяжести существенно смещается вперед из-за действия силы инерции. Подобные перемещения приводят к риску переворота через переднее колесо. Впрочем, для такого падения нужно очень хорошо «постараться»: разогнаться, как следует, предварительно оснастив велосипед мощными тормозами.